С 1 сентября в РФ вступает в силу Федеральный закон «О персональных данных», согласно которому все сайты, в частности зарубежные, обязаны хранить личные интернет-данные россиян только на серверах внутри страны. Об истории вопроса, возможных последствиях и угрозах для российского Facebook — в материале «Йода».

ЧТО ПРОИСХОДИТ

Законодательную инициативу выдвинули член комитета по информполитике Александр Ющенко от фракции КПРФ, первый зампред комитета Госдумы по информполитике Вадим Деньгин и зампред комитета по безопасности Андрей Луговой от партии ЛДПР. Летом 2014 года президент России Владимир Путин подписал закон, который обязывает хранить персональные данные российских пользователей на территории страны. Изначально документ должен был вступить в силу в начале 2015 года, однако срок был сдвинут на 1 января 2016 года из-за компаний, которые технически не смогли перенести данные россиян вовремя. В декабре 2014 года Госдума утвердила срок вступления закона в силу.

КАК ЭТО РАБОТАЕТ

Интернет-пользователи, которые обнаружили собственные данные или информацию о россиянах на зарубежных сайтах, должны обратиться в Роскомнадзор. Далее ведомство направит письмо ресурсу-нарушителю об удалении данных из сети. Правда, получить оперативный комментарий Роскомнадзора о том, как именно россияне будут узнавать о нарушениях, «Йоду» не удалось.

Кроме того, в России планируют создать информационную систему «Реестр нарушителей прав субъектов персональных данных», в которую по решению суда будут включены доменные имена и указатели страниц сайтов, содержащих информацию, обрабатываемую с нарушением законодательства РФ. В свою очередь, Роскомнадзор направит сотовым операторам доменное имя сайта-нарушителя, его сетевой адрес и указатели страниц, чтобы ограничить к ним доступ.

КТО ГОТОВ

Сейчас о своей готовности хранить персональные данные россиян на территории страны заявили уже более ста компаний, среди которых есть поисковая система Google, сервис заказа такси Uber, служба бронирования отелей Booking.com, а также онлайн-аукцион eBay, платёжная система PayPal и интернет-магазин AliExpress.

В свою очередь, Минкомсвязь вывела из-под закона зарубежные системы бронирования авиабилетов. По данным представителей ведомства, сервисы принадлежат авиакомпаниям, которым ранее уже разрешили не придерживаться нового закона из-за международных договоров и конвенций о передаче персональных данных. Документы также подписала Россия.

ИСТОРИЯ ВОКРУГ FACEBOOK

26 августа 2015 года газета «Ведомости» со ссылкой на собственные источники сообщила, что социальная сеть Facebook не считает нужным хранить данные российских пользователей на серверах внутри страны. Однако руководитель пресс-службы Роскомнадзора Вадим Ампелонский заявил, что в ходе разговора с директором по общественной политике Facebook в Скандинавии, Центральной и Восточной Европе и России Томасом Мирупом Кристенсеном «информация об отказе не звучала».

28 августа Ампелонский в интервью радиостанции «Коммерсантъ FM» заявил, что социальные сети Facebook и Twitter, а также поисковая система Google не будут проверяться ведомством до начала 2016 года.

«ТРЕБОВАНИЯ К FACEBOOK АБСУРДНЫЕ. ВОЗМОЖНО, СОЦИАЛЬНАЯ СЕТЬ ПРЕКРАТИТ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СТРАНЕ»
«Информация о том, что Facebook отказывается исполнять требования 242-го Федерального закона о хранении персональных данных, который вступает в силу 1 сентября, на этой встрече абсолютно точно не прозвучала. Facebook задавал вопросы по поводу положений закона, его механизмов. Вся эта информация была предоставлена. Чисто законодательно Facebook могут заблокировать в России, как и любой другой сайт. Законодательный инструментарий для этого есть. Вопрос не ставится так, что если они не перенесут хранение данных в Россию, то мы его закроем, и в 2015 году точно не будет поставлен», — пояснил Ампелонский.

По его словам, в ближайшее время представитель Facebook озвучит позицию компании по поводу закона «О персональных данных».

МНЕНИЯ И ПОЗИЦИИ

По данным европейского центра по международной политической экономии введение нового закона обойдётся России в 286 миллиардов рублей. По мнению экспертов, производительность компаний, работающих с большим количеством данных, снизится, а финансовые затраты увеличатся. Так, по прогнозам экспертов центра, закон обернётся итоговым экономическим спадом на 4,1 процента в 2015 году. В Роскомнадзоре на это ответили, что «не видят в этих оценках методологии» и «готовы предоставить факты».

Антон Носик
ЖУРНАЛИСТ, ИНТЕРНЕТ-ЭКСПЕРТ, ОБЩЕСТВЕННЫЙ ДЕЯТЕЛЬ
Задача никак не обозначена, виден только процесс. Теоретически есть две цели: первая — данные не должны попасть заграницу. Государство пытается создать цифровую крепость вокруг России, а другой вариант — обеспечить спецслужбам доступ к взаимодействиям с иностранными платформами. Первая задача невыполнима, так как, если я купил в зарубежном магазине какой-то товар, то значит у него уже есть мои данные. Вторая задача также непонятна, так как спецслужбы должны видеть все мои транзакции, но обмен данными зашифрован между серверами, где бы они ни находились. В таком случае, чтобы получить доступ нужны юридические основания, которые в законе не прописаны. Некоторые зарубежные компании сделают вид, что выполнили требования законодательства и перенесли данные на территорию страны, купят или арендуют сервера в российских стойках, сделают там зеркало. Отсекать обмен данных между российским и глобальным сервисом компании не могут. Если говорить о споре с Facebook, то все понимают, что эти требования абсурдные и несовместимы с позицией компании на территории России. Возможно, социальная сеть прекратит деятельность в стране.

Антон Меркуров
ИНТЕРНЕТ-ЭКСПЕРТ
Закон сам по себе глупый и написан и обоснован неграмотно, никакой пользы не несёт и его нужно дорабатывать. Пишут закон одни люди, а отбиваются за него другие. Компании, на которые давит Роскомнадзор, перенесут свои данные в Россию. Существенно ничего не поменяется, кроме тех крупных компаний, для которых этот закон — головная боль. Ситуация, которая складывается вокруг Facebook, показывает, что ведомство бессильно перед социальной сетью, которой плевать на российский рынок. Мне больше интересно как в Роскомнадзоре будут бороться с мессенджером Firechat (работающий без интернета клиент мгновенного обмена сообщениями для платформ Android и iOS — прим. ред.), где вообще нет ни персональных данных, ни серверов. Как с такими явлениями будет закон работать — непонятно.

Вадим Ампелонский
ПРЕСС-СЕКРЕТАРЬ РОСКОМНАДЗОРА (В ИНТЕРВЬЮ РАДИОСТАНЦИИ «КОММЕРСАНТЪ FM»)
В контексте 242-го федерального закона слишком много внимания приковано к транснациональным интернет-гигантам: Twitter, Facebook, Google и так далее. Да, они обрабатывают персональную информацию в той или иной степени. Транснациональные интернет-гиганты с точки зрения этого законодательства о персональных данных — не такой уж важный объект внимания. Есть банковская сфера, есть авиаперевозки, есть гостиничный бизнес, операторы связи, электронная коммерция. Вот о чем надо говорить. 242-й закон, на наш взгляд, — очень грамотный с точки зрения юридической техники документ. Он предусматривает массу исключений. Авиаперевозчики попадают под одно из таких исключений, потому что авиационная отрасль урегулирована системой международного права.
По словам представителей Минкомсвязи и Роскомнадзора, несмотря на позднюю проверку Facebook, Twitter и Google, закон вступит в силу 1 сентября 2015 года и «не будет спящим». До конца года ведомство проверит 300 компаний.