Исследовательские организации нельзя объявлять иностранными агентами, это "совершенно дикий абсурд", заявил вчера гендиректор ВЦИОМа Валерий Федоров, который надеется, что эта "печальная история закончится". Представители исследовательских организаций полагают, что для этого нужна правка закона об НКО. В профильном комитете Госдумы подобной правки не ожидают, так как главный правоприменитель Минюст каких-либо претензий к действующим нормам не имеет.
Применять статус иностранного агента к исследовательским организациям — "это глубочайшая ошибка, если не хуже", заявил вчера участникам молодежного форума "Территория смыслов на Клязьме" гендиректор ВЦИОМа Валерий Федоров. Глава одной из ведущих социологических служб страны не согласен с Минюстом, пытающимся занести в список иностранных агентов российские исследовательские НКО лишь на том основании, что они ведут свои исследования за счет денег, полученных из-за рубежа. Господин Федоров напомнил, что прокуратура уже выносила предостережение "Левада-центру" о том, что социологи должны предупреждать в своих публикациях о проведении политических исследований на иностранные деньги, такую бумагу также получил ВЦИОМ.
"Я считаю, что это абсурд, совершено дикий абсурд, который надо как можно быстрее заканчивать",— подчеркнул Валерий Федоров, отметив, что есть "самый короткий путь" довести абсурд до предела — "запрет на исследования под грифом того, что вот заказчики какие-то неправильные". Но это, по прогнозу социолога, будет "самый короткий путь к самообману и самоиндоктринации, за которыми, конечно, пропасть". В профессиональном сообществе, по словам главы ВЦИОМа, эта проблема широко обсуждалась, и "все идет сейчас к тому, что эту ерунду закроют и эта история печальная закончится".
Доказать в суде, что "ты не агент, можно, но это еще не означает исключения из реестра", заявила "Ъ" глава партнерства "Юристы за гражданское общество" Дарья Милославская. Ведь ни одна статья закона не говорит о том, что "судебное решение, в котором признается ошибочным включение НКО в реестр иностранным агентов, служит основанием для исключения НКО из реестра". Она напоминает, что иностранным агентом считается НКО, которая занимается политической деятельностью, имея зарубежное финансирование, а разновидностью политической деятельности закон признает в том числе "формирование общественного мнения". При этом в законе оговорены исключения: "К политической деятельности не относится деятельность в области науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан". Но "термина "исследования" в этом перечне нет". "Закрыть печальную историю для исследовательских организаций можно только один способом — поправками к закону",— полагает Дарья Милославская.
Поправки уже разрабатывает межведомственная комиссия, созданная по инициативе президента, заявил "Ъ" глава думского комитета по делам общественных объединений Ярослав Нилов (ЛДПР), но все они "пока касаются социально ориентированных НКО". Господин Нилов не исключает, что в конечном итоге комиссия разработает поправки и для "иностранных агентов". Но пока каких-либо предпосылок к этому глава думского комитета не видит. "Правоприменитель Минюст вопросов по этой части перед законодателями не ставил",— подчеркнул депутат.
Минюст тем временем приступил к формированию еще одного реестра — иностранных НКО, деятельность которых признана нежелательной на территории России. Публиковать реестр будет "Российская газета", решили вчера в министерстве.