В каждом 15-м нормативном акте, издаваемом чиновниками и депутатами, присутствуют коррупционные факторы, сделали вывод сотрудники Генпрокуратуры РФ по результатам антикоррупционной экспертизы.
генпрокуратураГенеральная прокуратура РФ в ходе антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов в первом полугодии 2015 года выявила 28,5 тысяч НПА, содержащих коррупциогенные факторы. При этом в общей сложности во всех указанных документах было обнаружено более 34,5 тыс факторов, способствующих возможным проявлениям коррупции. Как и в предыдущие периоды, более 90% НПА, содержавших коррупционные риски, одновременно противоречили законодательству.
В пресс-службе ведомства уточнили, что почти половину от общего числа выявленных нормативных правовых актов, содержащих коррупциогенные факторы, составили НПА, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина. Также большое количество актов, содержащих риски, были выявлены в сфере законодательства о государственной и муниципальной службе (13%), землепользовании (8,8%), бюджете (8,7%) и государственной и муниципальной собственности (5,4%).
«Основное количество коррупциогенных факторов выявлено в НПА, принимаемых представительными и исполнительными органами местного самоуправления», — отметили в прокуратуре, добавив, что значительный объем муниципального правотворчества и его невысокое качество обусловлено недостаточной правовой подготовкой должностных лиц органов местного самоуправления.
прокурорская проверкаВ надзорном ведомстве подчеркнули, что часто лазейки в законах дают чиновникам широкие пределы трактовки тех или иных правил, а также обуславливают двоякие процедуры принятия решений. Таким образом, коррупция может совершаться госслужащими, фактически оставаясь в рамках закона.
Благодаря вмешательству прокуроров неправомерные поправки были немедленно исключены из проверяемых актов, отметили в Генпрокуратуре.
Добавим, что в первом полугодии 2014 года прокурорами было выявлено 27 тысяч нормативных правовых актов, содержащих коррупционные риски.
Экспертиза нормативных актов на коррупционность была введена в России в 2009 году. Данную процедуру проходят проекты федеральных законов, указы президента РФ, постановления правительства РФ, а также проекты нормативно правовых актов федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер. В отношении проектов документов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера независимая экспертиза на коррупционность не проводится.
В июле 2015 года Дмитрий Медведев подписал распоряжение, в соответствии с которым проверяться на предмет возможной коррупции будут также и нормативные правовые акты различных организаций, в том числе фондов и корпораций.