В Кремле со страхом ожидают начала массовых протестных акций по всей стране в связи с резких ухудшением жизни россиян уже нынешней осенью. В связи с чем региональные администрации сейчас спешно создают структуры по оперативному реагированию на потенциальные протесты.
Региональные администрации, по данным «НГ», создают структуры по оперативному реагированию на потенциальные протесты. Главная их задача состоит в отслеживании гражданской активности и профилактике назревающих проблем. Эксперты не исключают, что это могут быть и своего рода кадрированные штабы, которые развернут в случае реальных уличных акций. Социологи же отмечают, что хотя сейчас протестные настроения на минимуме, продолжение кризисных явлений может быстро изменить ситуацию уже осенью.
О создании своего рода противопротестных команд региональными властями рассказал источник в одном из субъектов РФ.
Об их устройстве и принципах работы представление пока весьма примерное, отметил он, но четкие задачи уже поставлены. Главное – это отслеживать протестную активность на стадиях ее зарождения. Кое-где соответствующие структуры возглавят бывшие силовики, однако, не столько из-за того, что они склонны к решительным действиям, сколько для авторитета. Тем более что тесное сотрудничество планируется устанавливать в том числе и с полицией.
Появление на региональном уровне координационных центров по отслеживанию гражданской активности может являться следствием настойчивых рекомендаций Кремля относительно большей открытости властей людским проблемам. Администрация президента потребовала от субъектов РФ жестко контролировать три темы – цены на продукты и лекарства и уровень тарифов в ЖКХ, для того, чтобы текущие сложности не превращались в проблемы, сказывающиеся в том числе на результатах выборов. Федеральный Центр дал регионалам установку не бояться прямых разговоров с народом.
По мнению российских экспертов, создание таких команд быстрого реагирования на проблемы связано с опасениями власти относительно того, что нынешняя протестная апатия скоро, а хуже того – внезапно, может и закончиться.
Первые сведения о деятельности новых структур подтверждают, что чиновники решили в постоянном режиме интересоваться имеющимися у людей тревогами и чаяниями. Критическую риторику, даже на самом низком уровне они мониторят весьма тщательно. Пишутся отчеты по протестным группам в соцсетях, на собрания оппозиционных активистов заходят информаторы. Возникающее недовольство власти стараются сразу гасить – или через прямые контакты с его организаторами, или через создание разного рода рабочих групп и т.д.
По мнению экспертов, создание таких команд быстрого реагирования на проблемы связано с опасениями власти относительно того, что нынешняя протестная апатия скоро, а хуже того – внезапно, может и закончиться. Как известно, кризис сильнее всего ударил по региональным бюджетам, а в своих бедах люди склонны винить прежде всего наиболее близких к ним начальников. Поэтому, не исключают эксперты, данные структуры – это и некие кадрированные штабы по противодействию возможным в будущем массовым выступлениям граждан.
В Левада-Центре «НГ» пояснили, что потенциальный протест есть в любом регионе. «В связи с падением экономики и уровня жизни недовольство населения может проявиться везде», – сказал социолог Денис Волков. И иметь дело, по его словам, властям придется уже не с белоленточниками, а с большой частью населения, недовольной социально-экономической ситуацией. «Прогнозируются так называемые трудовые протесты, связанные с невыплатой зарплат, сокращениями врачей и т.д., – убежден Волков. – Потенциально они быстро политизируются, так что создание мониторинговых структур, да еще и во главе с силовиками, указывает, что власти к этому заранее готовятся».
В оппозиции же уверяют: власть загодя готовится к бунтам прежде всего потому, что знает цену своим рейтингам. «Недовольство властью уже и сейчас большое. Видимо, у региональных чиновников есть и другие социологические данные, на основании которых они и решили загодя готовиться к неблагоприятным сценариям», – убежден председатель партии «Демократический выбор» Владимир Милов. Его заместитель Кирилл Шулика настаивает: «В регионах сейчас возможны локальные протесты, связанные с конкретными экономическими трудностями. Но власти даже на них нормально реагировать не умеют, несмотря на то, что условий для сильного разрастания недовольства пока вроде бы нет».
Оппозиционеры видят разницу между протестами. Одно дело, скажем, моногорода вроде Тольятти, где из-за кризиса в автомобильной сфере стало плохо с работой – там перспектив перехода к требованиям более общего характера немного. Другое дело – крупные промышленные города наподобие Екатеринбурга. «Там протест более политизирован. Ухудшение cоциально-экономической ситуации может соединиться с недовольством в сфере политической, например, отменой выборов мэра», – отметил Милов.
Глава Политической экспертной группы Константин Калачев указывает, что недовольство, помимо Тольятти, возможно в Калужской области, где тоже пострадал автомобильный кластер, и в Волгоградской, где идет массовое закрытие предприятий. Протесты в других регионах могут возникать по любым поводам – например, в Подмосковье люди не слишком довольны отменой льгот на проезд в Москву и т.д. По словам эксперта, в любой областной администрации сейчас продумывают варианты реакции на протесты и разрабатывают сценарии, как их быстро нейтрализовывать.
Директор Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Татьяна Малева. «Я думаю, что к сентябрю, после окончания радужного летнего периода, когда люди вернутся из отпусков и надо будет на какие-то деньги отправлять детей в школу (а это большие разовые расходы для любого домохозяйства), снижение доходов почувствуется еще сильнее. Я опасаюсь социальных последствий приближающейся осени», - предупредила она.
Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин подчеркнул, что вспыхнуть в обстановке экономического кризиса действительно может в любом регионе. И никакие рейтинги не помогут. Этого власти и опасаются: «У власти есть и понимание того, что Резервный фонд скоро закончится, а для цепной реакции, способной привести к массовым протестам, может быть достаточно любого незначительного события. Вот и кинулись создавать штабы, чтобы попытаться подготовиться заранее».
Конечно же, российские власти во главе с Путиным не могут не понимать, что условия для массовых протестов в России уже созрели и перезрели. Ведь темпы обвала российской экономики сейчас ускоряются бешенными темпами. Вследствие чего стремительно ухудшает и уровень благосостояния россиян. Более того, в дальнейшем социально-экономическая ситуация в России будет лишь ухудшаться.
При этом Путин, конечно же, прекрасно помнит, как на улицы Москвы, Петербурга и других крупных городов России в 2011-2012 годах выходили на протестные акции сотни тысяч россиян. И также помнит, что наиболее популярным лозунгом на тех протестных акциях был «Путин — жулик и вор».
Несомненно, что революции и гражданские войны, это очень плохо, но российская власть сделала все возможное, чтобы Россия этого не смогла избежать. Другого пути сменить власть в стране и выйти на дорогу цивилизации в России, увы, не существует