Бывший глава РЖД Владимир Якунин, перед тем как покинуть свой пост, отказался сокращать издержки компании. Как рассказал источник «Ведомостей», это вызвало негативную реакцию президента
Причиной ухода Владимира Якунина с поста главы ОАО «Российские железные дороги» могла стать его позиция по субсидиям для компании, пишет газета «Ведомости» со ссылкой на федерального чиновника, имя которого не называет.
Все разрешилось, когда начался очередной бюджетный процесс и Якунин в очередной раз пришел просить субсидии, пересказывает газета рассказ своего собеседника. «При текущем тяжелом состоянии с доходами все поняли, что РЖД становится уже системной проблемой бюджета: РЖД — единственная госкомпания, которая так плотно подсела на госсубсидии», — пояснил источник.
По словам топ-менеджера одной из компаний — контрагентов РЖД, Якунин хотел уйти со своего поста еще до Олимпиады, а дальнейшее пребывание на посту главы РЖД «становилось опасным» для него самого. «Компания настолько неэффективна и погружена в коррупционные схемы, что рано или поздно это бы закончилось плачевно», — рассказал собеседник издания.
Переломным моментом стала очередная просьба Якунина о субсидиях для РЖД, настаивает чиновник. На «поддержание финансовой устойчивости» в 2016 году РЖД нужно 130 млрд руб., если стоимость грузоперевозок повысится на 7,5%, если на 10% — то 100 млрд руб., пишут «Ведомости». По информации газеты, Якунина на одном из заседаний «попросили сокращать издержки, он в ответ начал возмущаться, сообщил, что не может сократить и уйдет в таком случае».
«От этого уже устал сам президент и сказал: «Ну и уходи», — рассказал собеседник издания.
Источник РБК в окружении Якунина в разговоре с РБК поставил под сомнение версию «Ведомостей». «Не было такого разговора с такой реакцией [предложением уйти], — сообщил собеседник РБК. — Позиция Якунина по вопросам тарифов всегда была последовательной, с ней могли не все соглашаться, но она всегда была обоснованна». По его словам, Якунин заранее не планировал свой уход из монополии.
«Это вымысел», — утверждает источник в окружении Якунина.
Владимир Якунин возглавил РЖД в июне 2005 года, с тех пор кабинет министров продлевал его полномочия трижды — в 2008-м, 2011-м и 2014 году. 17 августа этого года стало известно, что врио главы региона, кандидат от «Единой России» Николай Цуканов предложил кандидатуру Якунина на пост сенатора от Калининградской области. На следующий день Якунин направил своим подчиненным телеграмму, в которой рассказал о поступившем ему предложении перейти на работу в Совфед. Он отмечал, что «окончательные кадровые решения будут приняты руководством государства и реализованы в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации». В тот же день Калининградский облизбирком зарегистрировал Якунина в качестве кандидата в члены Совета Федерации.
Новым главой РЖД стал замминистра транспорта Олег Белозеров. Вступая в должность, он назвал эту компанию «лучшей в России». Якунин, прощаясь с коллективом РЖД, заявил, что за 14 лет удалось преобразить весь железнодорожный транспорт.