«Молодая гвардия» и Общественная палата заподозрили главу столичного дептранса в лоббировании интересов иностранных компаний
Член координационного совета «Молодой гвардии» Ирина Володченко обратилась к генеральному прокурору Юрию Чайке с просьбой проверить деятельность московского департамента транспорта на соответствие антимонопольному и антикоррупционному законодательству, а также на предмет взаимодействия с иностранной компанией «Нау! Инновейшнс», которая, по утверждению активистки, выиграла практически все государственные тендеры дептранспорта Москвы. В обращении (имеется у «Известий»), в частности, говорится, что «АИС «Мобильное парковочное пространство» была закуплена у вышеупомянутой организации «Нау! Инновейшнс», но контракта на эту покупку не заключалось».
— По каким критериям предоставлялся приоритет на выигрыш гостендеров «Нау! Инновейшнс»? — задается вопросом Ирина Володченко. — И правомерно ли выигрывались гостендеры этой компанией и аффилированными с ней лицами?
Как говорится в письме Юрию Чайке, «совладельцем эстонской «Нау! Инновейшнс» (материнская структура по отношению к одноименной российской компании) является крупный эстонский производитель компьютерных программ Helmes. А в списке аффилированных лиц Московской кольцевой железной дороги присутствуют Максим Ликсутов и ООО «Хелмес Девелопмент Компани Лтд», которое зарегистрировано на Британских Виргинских островах, с пометкой «принадлежит к той группе лиц», к которой принадлежит ОАО «МКЖД». В опубликованных официальных документах значится, что 100% данной компании принадлежит «Трансконтейнер», членом совета директоров которой является Максим Ликсутов».
Ирина Володченко просит Генпрокуратуру проверить саму процедуру проведения государственных тендеров, а также соответствие их проведение антикоррупционному и антимонопольному законодательству и закону о защите конкуренции — «какой объем заказов по государственным тендерам выполнила эстонская компания «Нау! Инновейшнс» и аффилированные с ней лица и кто был заказчиком», указывается в документе.
Примечательно, что обращение «молодогвардейцев» в прокуратуру с просьбой инициировать проверку деятельности департамента оказалось не единственным. Недавно в Генпрокуратуру также обратились представители Общественной палаты (ОП). Проверить деятельность главы департамента Максима Ликсутова на предмет соответствия антимонопольному и антикоррупционному законодательству просил зампред комиссии по социальной поддержке граждан и качеству жизни ОП Георгий Федоров.
— По странным обстоятельствам столичные тендеры стала регулярно получать одна эстонская компания. Множество факторов указывает на то, что это делается с позволения главы департамента. К тому же мы сами являемся свидетелями того, что парковочные тарифы стали повышаться, а куда эти деньги направляются в конечном итоге — непонятно, — прокомментировал «Известиям» Георгий Федоров.
Несмотря на то что информация о лоббистской деятельности Ликсутова в Сети появилась еще 2 года назад, по мнению Федорова, «до последнего возлагались надежды, что мэр лично проведет проверку в отношении своего заместителя». К тому же, как полагает общественник, факты, позволяющие начать прокурорскую проверку, появились именно в данный момент.
По словам активиста МГЕР Ирины Володченко, транспортная политика столицы очень далека от идеала.
— Знаки, запрещающие остановку, маячат у больниц, поликлиник, аптек, детских садов и других социально важных объектов. Тарифы на парковку и эвакуацию превышают все допустимые нормы. Транспортная политика, которую активно ведет департамент транспорта Москвы, вызывает сомнение по крайней мере у половины москвичей-автомобилистов, — пояснила свои претензии Володченко.
По ее мнению, в условиях «нового курса на приоритет отечественных производителей и подрядчиков при размещении государственных заказов» политика транспортного ведомства вызывает множество вопросов.
Она также подчеркнула, что сотрудничество столичного департамента с эстонской компанией «выглядит по крайней мере странным», если учесть «русофобскую» политику прибалтийского государства.
— В условиях национализации элит считаю неприемлемым ведение транспортной политики, ориентированной на активное «сотрудничество» с иностранными компаниями. В вопросах защиты интересов граждан и страны не может быть никаких двойных стандартов, — возмущена правозащитница.
Ирина Володченко подчеркивает, что результаты многочисленных социологических опросов говорят сами за себя — около 70% москвичей недовольны работой инициативных групп Максима Ликсутова.
— Платные парковки в столице — это вынужденная мировая практика, но даже при отсылке к международному опыту стоит учитывать мнение граждан. К примеру, в Лондоне, перед тем как установить платный режим парковки, был проведен специальный референдум, — подчеркнула в комментарии «Известиям» Володченко.
В свою очередь, в пресс-службе столичного департамента на запрос «Известий» ответили, что никаких связей с «Нау! Инновейшнс» у департамента нет. По федеральному закону «О госслужбе» чиновники не могут одновременно занимать государственную должность и руководить частным бизнесом.
Член высшего совета ЛДПР и зампред комитета по науке ГД РФ Михаил Дегтярев в беседе с «Известиями» отметил, что, несмотря на то что «порядка на дорогах стало больше», вопросы поступления средств в бюджет по различным транспортным инициативам остаются открытыми.
— В ЛДПР крайне обеспокоены ситуацией вокруг парковочных мест, партию беспокоит положение рядового автовладельца, который может испытывать определенные трудности, — подчеркнул Михаил Дегтярев.
Эксперты, в свою очередь, отмечают, что обращение общественников в прокуратуру может затянуть процесс расследования. Об этом «Известиям» рассказал член Экспертного совета при правительстве РФ, член рабочей группы по противодействию коррупции Сергей Стрельников.
— Прокуратура — это слишком бюрократизированная структура, которая может затянуть процесс рассмотрения обращения. Самым оптимальным решением стало бы обращение «молодогвардейцев» в структуры ОНФ или в рабочую группу по противодействию коррупции, — подчеркнул Сергей Стрельников.
По мнению эксперта, в департаменте «есть что проверять». Он также подчеркнул, что не знает «ни одного примера, когда бы бывший бизнесмен или члены его семьи полностью отказывались от своего бизнеса». Напомним, что Максим Ликсутов пришел на работу в мэрию столицы из транспортных бизнес-структур.
В СМИ заместителя мэра многократно обвиняли в том, что он занимает руководящие посты в частных иностранных компаниях. Также Ликсутова подозревали в том, что он является непосредственным лоббистом крупных международных компаний, которые реализуют свои финансовые интересы в России.