Судогодский суд Владимирской области в пятницу перенес рассмотрение вопроса об условно-досрочном освобождении экс-главы департамента имущественных отношений Минобороны Евгении Васильевой, осужденной на пять лет лишения свободы, на 25 августа. 17 августа защита экс-чиновницы подала прошение об УДО "в связи с получением положительной характеристики от администрации исправительного учреждения", но сегодня адвокаты Васильевой не явились в суд и попросили его перенести рассмотрение вопроса. На переносе настояла и сторона обвинения – по ее мнению, приговор по делу "Оборонсервиса" еще не вступил в силу. Как считают собеседники Радио Свобода, Васильеву в любом случае вряд ли выпустят на свободу после первого рассмотрения вопроса об УДО – в ее случае эта процедура будет обставлена так, чтобы не вызвать негодования широких масс, следивших за делом "Оборонсервиса".

Евгения Васильева, как стало известно в понедельник, попросила ходатайство об УДО в ее отсутствие. Чуть позже стало известно, что рассмотрение вопроса об освобождении Васильевой и вовсе будет перенесено – письменную просьбу об этом направили в суд ее адвокаты, сообщает ТАСС. Они сослались на участие в процессе в Московском городском суде, который как раз в пятницу рассматривает жалобы других осужденных по делу "Оборонсервиса" на приговор (Васильева свою жалобу уже отозвала). Представители обвинения в суде Судогды также попросили суд отложить рассмотрение вопроса об УДО, сообщает lenta.ru: "Приговор в отношении Васильевой в силу не вступил, сегодня апелляционная инстанция Мосгорсуда проверит законность приговора в том числе и в отношении Васильевой. Ходатайство об УДО заявлено преждевременно".

Накануне заседания СМИ со ссылкой на неназванные источники распространили информацию, что Васильева расплатилась за всех осужденных по делу о многомиллионных хищениях в "Оборонсервисе". "Васильева уплатила государству более 216 миллионов рублей в счет возмещения ущерба, сообщил "Интерфаксу" источник, знакомый с ситуацией. "Деньги, несколько траншей, поступили на прошлой неделе на счета организаций и предприятий, признанных потерпевшими по этому делу. Средства в размере 216 миллионов 287 тысяч 223 рубля внес отец Евгении Васильевой", – пояснил собеседник агентства.

Впрочем, как стало известно во время скоротечного заседания суда в Судогде в пятницу, далеко не все потерпевшие по делу "Оборонсервиса" готовы согласиться с рассмотрением вопроса о ее условно-досрочном освобождении. Как сообщает "Российская газета", в суде были зачитаны документы, из которых следует, что некоторые потерпевшие, в том числе компании Минобороны, также просят не рассматривать вопрос об УДО Васильевой до вступления приговора Пресненского суда Москвы в силу.

После активной кампании по ее поискам в российских исправительных учреждениях, инициированной депутатами и правозащитниками, Евгения Васильева "нашлась" во Владимирской области. По версии ФСИН, с 23 июля она отбывает срок в Головинской женской колонии. По информации правозащитников, Васильева содержится в отряде для отличников, питается отдельно от других заключенных и работает уборщицей в школе.

Накануне заседания по УДО Васильевой его перспективы широко обсуждались в сети:

 

Издание "Коммерсант" предположило, что 21 августа Васильеву могут и не освободить. Обычно освобождение происходит после того, как решение суда вступает в силу через 10 дней.

Правозащитник из организации "ГУЛАГУ.нет", бывший заключенный Владимир Осечкин уверен, что в с первого раза Васильева по УДО не выйдет:

– Всем очевидно, что и арест, и осуждение Васильевой, и ее будущее условно-досрочное освобождение – это признаки двойных стандартов и условного правосудия в отношении нее. Полагаю, что в первый раз Евгении Васильевой в предоставлении условно-досрочного освобождения будет отказано по формальным причинам, в связи с тем, что администрация учреждения не имеет права и возможности поддержать ее ходатайство, так как Евгения Васильева находилась в колонии менее шести месяцев. Это значит, что исправительная колония фактически не может представить на нее характеристику и охарактеризовать ее либо как вставшую на путь исправления, либо как человека, который полностью отрицает свою вину и пытается избежать отбытия наказания в полном объеме.

– А как же двойные стандарты?

– В любом случае Евгения Васильева не выйдет по УДО с первого раза. Даже если суд примет решение о ее УДО, у прокуратуры будет 10 суток на обжалование, и в течение этих 10 суток, даже если суд решит ее освободить, она будет находиться в колонии. Я думаю, что все это спектакль, для того чтобы в первый раз отказать ей в УДО, с тем чтобы успокоить основную массу негодующего населения, а в следующий раз, спустя полгода, ее, с вероятностью 90-95 процентов, освободят. Мы помним об административном ресурсе, о том, что ее, конечно, поддерживают не только высокооплачиваемые адвокаты, но и некоторые люди в руководстве страны, поэтому, да, полагаю, что в течение этого года Евгения Васильева окажется на свободе.

– Широко обсуждается тема, а находится ли вообще Васильева в местах лишения свободы. Не подменили ли ее? И как вообще отбывают срок в российских СИЗО такие ВИП-персоны?

– Что касается ВИП-персонажей, как правило, конечно, они находятся в местах лишения свободы. Если о человеке регулярно пишет пресса, если его судьбу на контроле держит центральный аппарат ФСИН России, то в отношении такого человека подмена просто исключена. А вот те люди, которые в регионах менее заметны, но располагают значительными суммами, путем коррупции имеют возможность осуществления подмены. Такие случаи были, но это, скорее, исключение, чем обычная практика.

– По версии ФСИН, Васильева отбывает свой срок в поселке Головино Владимирской области, содержится в отряде для отличников, питается отдельно от заключенных, работает уборщицей. Как это характеризует ее положение в местах заключения?

– То, что вы перечислили, – это чистая формальность. На самом деле всем абсолютно понятно, что Евгения Васильева не работает никакой уборщицей, просто потому что, как минимум, сама школа, в которую приходят несколько десятков осужденных, работает с 1 сентября. В летний период работать уборщицей школы – это все равно что чистить воздух вокруг своими легкими. Существует привилегированный отряд, куда она попала, фактически это такие блатные должности, которые либо получают за деньги, либо из-за высоких связей и телефонных звонков из Москвы. Конечно, Евгения Васильева не разделяет судьбу и участь сотен других женщин, которые с утра до вечера трудятся на промзоне и шьют варежки, фактически выполняют полурабский труд, на них ложатся колоссальные нагрузки. От всего этого Васильева, по понятным всем причинам освобождена. Она находится в школе, изолирована от основной массы заключенных, имеет возможность читать книги, смотреть телевизор, скорее всего, пользуется мобильной связью и интернетом. Поэтому, еще раз подчеркну, конечно, Васильева и в колонии продолжает оставаться на привилегированном положении, и здесь очевидны двойные стандарты.

– Могли бы простые смертные, особенно политзаключенные, которых сейчас очень много в России, так быстро выйти по УДО?

– Нет, конечно, это абсолютно исключено. Потому что если существует административный ресурс и определенное давление, то в отношении данного лица фабрикуются рапорты о якобы нарушениях им правил внутреннего распорядка. Таких людей причисляют к "лицам отрицательной направленности", объявляют им выговоры, в некоторых случаях отправляют в штрафные изоляторы и карцеры. Поэтому, конечно, судьба Васильевой здесь кардинальным образом отличается от положения других заключенных. Ее не будут выдворять ни в карцер, ни в штрафной изолятор, будут относиться к ней с пиететом, прекрасно понимая, что ее высокопоставленные сообщники находятся на свободе и могут в любой момент подключиться денежными средствами либо административным ресурсом.

8 мая Пресненский суд Москвы 8 мая приговорил Евгению Васильеву к пяти годам лишения свободы за мошенничество в особо крупном размере, легализацию незаконно полученных денежных средств и злоупотребление должностными полномочиями (ч. 4 ст. 159, ст. 174 и ст. 201 УК РФ).

В ходатайстве об УДО адвокаты отметили, что Васильева полностью соответствует требованиям статьи 79 УК, которая регламентирует условно-досрочное освобождение от отбывания наказания. Она пробыла под домашним арестом с ноября 2012 года вплоть до вынесения ей приговора в мае 2015 года, после чего была отправлена в СИЗО. Таким образом Васильева отбыла в неволе больше половины из назначенного ей судом пятилетнего срока. Также адвокаты отметили, что бывшая чиновница возместила ущерб в 77 миллионов рублей по уголовному делу и в настоящее время к ней нет неудовлетворенных исковых требований.