Государство — неважный собственник и плохой управляющий. Верность этой аксиомы в очередной раз подтверждается незавидной судьбой государственных дорожных предприятий, которые потихоньку пополняют список банкротов
В начале 2000-х у Росавтодора было примерно полторы сотни унитарных предприятий, которые занимались ремонтом и строительством дорог. Сейчас почти все они акционированы и стали самостоятельными рыночными агентами. Но дела у них идут плохо — это следует из данных Межведомственного портала по управлению государственной собственностью.
Из 91 государственного акционерного общества (АО) 63 имеют финансовые проблемы: задолженность по налогам, убытки, сокращение выручки в несколько раз, либо находятся в одной из стадий банкротства. В 10 компаниях открыто конкурсное производство, в пяти введено внешнее управление и наблюдение, банкротства еще шести кредиторы требуют в суде, четыре не ведут финансово-хозяйственную деятельность. Еще 35 АО ликвидированы, семь проданы.
Дела у компаний идут плохо, потому что им не хватает заказов, объясняет РБК сотрудник Росимущества. Государственные АО не могут выиграть тендер у того же Росавтодора — их финансовое состояние не соответствует требованиям агентства, поэтому компании вынуждены работать на субподряде. Временный управляющий Дорожно-эксплуатационного предприятия № 164 Николай Руденко говорит, что выиграть тендер Росавтодора и получить крупный контракт предприятию сложно прежде всего потому, что банки не хотят давать гарантии.
Как управляются эти компании, видно на примере одной из крупнейших по выручке (351,6 млн руб. в 2014 году) — «Камчатавтодор». С 2012 года в компании сменилось несколько генеральных директоров. Предприятие нерегулярно платило зарплату (в первом полугодии накапливало долг, а во втором — гасило), за что гендиректоров несколько раз штрафовали. Один из гендиректоров в 2014 году заключил несколько договоров, которые нанесли предприятию ущерб, например, «Камчатавтодор» утратил право взыскать долг в 22 млн руб. Росимущество предлагало передать компанию в собственность Камчатского края, но губернатор отказался. Все это следует из нескольких писем, касающихся «Камчатавтодора», которые оказались в распоряжении РБК (письмо прокуратуры по итогам проверки компании, письмо Росимущества председателю совета ее директоров). «Камчатавтодор» стал убыточным в 2014 году, а в апреле 2015 года суд по требованию кредиторов ввел в компании наблюдение.
«Дорожные предприятия управляются Минтрансом и Росавтодором, но чиновники их не контролируют. Вчерашних студентов часто вводят в советы директоров. Они не понимают специфики — отсюда последствия», — рассуждает председатель совета директоров «Камчатавтодора» Константин Поздняков.
Представитель Росимущества сообщил РБК, что агентству известно о проблемах дорожников и оно уже предупредило Росавтодор и Минтранс о возможном ущербе государству. Росимущество также представило доклад заместителю председателя правительства Аркадию Дворковичу; в документе описана сложившая ситуация, а также говорится о «необходимости усиления координации» по управлению этими компаниями.
Представитель Дворковича не стал комментировать доклад. Представитель Минтранса переадресовал РБК в Росавтодор. Представитель Росавтодора сказал, что эти компании не являются для агентства подведомственными: оно «лишь принимает участие в формировании позиции акционера» (например, при выдвижении кандидатов в совет директоров), а управлять компаниями уполномочено Росимущество.
Отрасли необходимо системное решение: компании нужно либо продать по рыночной цене частным собственникам, которые сделают их эффективными, либо нормально управлять и поддерживать, формулирует очевидное глава проекта ОНФ «За честные закупки» Антон Гетта: «Все остальное приводит к банкротству и обесцениванию госимущества».
Зачем уничтожают ГУПы
Преобразование государственных и муниципальных унитарных предприятий (ГУП и МУП) в акционерные общества (АО) дает государству возможность сэкономить и заработать. Сэкономить — на том, что АО не сможет перекладывать свои убытки на бюджет, заработать — на приватизации этих АО.
Правительство ежегодно отмечает задержки в реорганизации и ликвидации ГУПов и МУПов. Это связано с тем, что они не успевают оформить в срок права на недвижимость и имущество, провести его инвентаризацию и оценку. Руководитель Росимущества Ольга Дергунова в марте этого года заявила, что ФГУПы должны прекратить свое существование в 2018 году. По ее информации, весной этого года в России насчитывалось 1785 ФГУПов. ГУПов и МУПов больше — 1498 и 20 088 соответственно (данные Экспертного совета при правительстве РФ).