В Таганском суде Москвы 17 августа начался процесс по так называемому "делу руферов". Пятерых молодых людей – бейсджамперов обвиняют в том, что почти год назад, 20 августа 2014 года, они выкрасили звезду на шпиле высотного здания на Котельнической набережной Москвы желтой и синей краской и водрузили там украинский флаг. Сразу после нашумевшей акции киевский руфер Григорий Mustang Wanted заявил, что это он перекрасил звезду и вывесил флаг Украины в центре Москвы. Фотографии он опубликовал в социальных сетях. Однако сотрудники Следственного комитета России задержали бейсджамперов, которые во время акции прыгали с высотки, и возбудили уголовное дело по статьям "Хулиганство" и "Вандализм". Им грозит от 3 до 7 лет лишения свободы.

Почти год четверо бейсджамперов – 34-летний Александр Погребов, 27-летние Алексей Широкожухов и Евгения Короткова и 26-летняя Анна Лепешкина – провели под домашним арестом, к которому их приговорил еще в прошлом году Таганский суд Москвы. Пятый фигурант дела – 23-летний руфер Владимир Подрезов практически столько же времени провел в следственном изоляторе: суд отправил его под стражу 28 августа прошлого года.

Сначала следствие считало, что это первые четверо перекрасили звезду и водрузили флаг на шпиль высотки. Потом в сети появилось обращение руфера Павла Ушивца, известного как руфер Григорий Mustang Wanted, который взял ответственность за акцию на себя. И версия следствия изменилась – теперь следователи считают, что звезду перекрасили Владимир Подрезов и Григорий Mustang. Они же и повесили на здание флаг Украины. Четверка же руферов, зная, что Mustang перекрашивает звезду, прыгнула с высотки с целью "привлечь внимание к покрашенной звезде".

Погребов, Широкожухов, Короткова и Лепешкина не отрицают, что в ночь на 20 августа находились на крыше высотки, однако заявляют, что ничего не красили и флага не водружали. Обвинения против них строятся лишь на показаниях еще одного бейсджампера Кирилла Ишутина, у которого при задержании нашли наркотики. Ишутин говорит, что ребята и девушки знали об акции Мустанга и принимали в ней участие.

Адвокат Александра Погребова Ольга Лукманова рассказала Радио Свобода о подготовке к судебному процессу:


– Мы будем заявлять о вызове свидетелей. Судья сказала, что постарается обеспечить явку всех свидетелей, но гарантий не дает, так как сейчас лето, и многие отсутствуют, в отпусках.

– А кого бы вы хотели вызвать в суд в качестве свидетелей?

– Их очень много, около 30 человек. Свидетелей будут вызывать, чтобы они давали показания, но они могут отсутствовать в Москве, так как находятся в отпуске. Также будем настаивать на том, чтобы пригласили основного свидетеля – Ишутина, который сидит за наркотики.

– Как расследовалось это дело?

– Масса доказательств собрана с нарушением УПК. Также не конкретизировано само обвинение, то есть не понятно, в чем ребята обвиняются. Прыгали? Прыгали. Тем самым привлекали внимание к звезде. А что именно, какой массовый беспорядок они причиняли, что они нарушили – это не указано. Звучат только политические тезисы.

– Насколько адекватной кажется вам избранная для ребят мера пресечения – домашний арест? И что им грозит по статьям "Хулиганство" и "Вандализм"?

У нас люди миллионы воруют – и сидят под домашним арестом
– По статье "Хулиганство" им грозит до 7 лет, а за вандализм – до 3 лет. А мера пресечения, я считаю, суровая. У нас люди миллионы воруют – и сидят под домашним арестом…

– И что они потеряли за этот год, находясь под домашним арестом?

– Не работали первые полгода, пока шло следствие. Уже ближе к концу следствия нам разрешили работать. Сейчас двое работают – Широкожухов и Погребов.

– А почему они не общаются с прессой?

– На основании постановления суда им запрещено общаться с посторонними людьми, кроме родственников.

– Погребов у нас автомеханик. Широкожухов – архитектор. Анна Лепешкина работала менеджером по продаже штор. А насчет Евгении Коротковой не могу сказать, тоже работала в какой-то фирме. Все работоспособные, не гуляли, не шатались, ответственно подходили к жизни. Работали, занимались спортом, не пьют, не курят. Вот таких у нас и сажают, – считает адвокат Ольга Лукманова.

Общественный активист Павел Шелков утверждает, что обвиняемые руферы действительно не имеют отношения к звезде и флагу, а сейчас просто являются заложниками российских следователей, которым очень бы хотелось заполучить руфера Мустанга:

– Я с ними лично не знаком. Я поехал туда сразу после задержания, поскольку распространенная информация по СМИ позволила мне предполагать, что эти люди совершили такой поступок – покрасили звезду, что в моих глазах было такой протестной акцией. Я посчитал, что эти люди подверглись политическим репрессиям за политические убеждения, которые совпадают с моими, потому что я поддерживают Украину с первого дня. Но выяснилось, что эти люди не имеют политических взглядов, а просто прыгали с этой высотки. Я считаю, что это просто политическая расправа. Оказалось, что звезду покрасил Мустанг, а ребята оказались не в том месте и не в то время, просто попали под раздачу.

Это расправа над заложниками, которых режим наказывает показательно
– Как вы это поняли?

– Я общался с мамой одного из ребят, с девушкой другого, и мой разговор показал, что для них эта ситуация совершенно неожиданна, и ребята никогда ничего и помыслить не могли против Путина и режима, не имеют мнения относительно войны с Украиной и так далее. Было видно, что это не наш контингент, не те, кто выходит на Болотную, и так далее. Они такие фанатики спорта, и они все свои деньги тратили на то, что залезали на эти здания и прыгали с них, у них такое хобби.

– Но их дело все-таки политическое?

– Это совершенно политическое дело, но это расправа не над активистами, которые поддержали Украину, а это расправа над заложниками, которых режим наказывает показательно, совершенно четко понимая, что они здесь совершенно ни при чем. Есть человек, который сознался. Хотя для меня покрасить какой-то элемент интерьера – это не преступление. Ну, покрасили и покрасили – перекрасьте в другой цвет, а из этого раздули проблему мирового масштаба, дело ведет лично глава Следственного комитета. И при этом они демонстративно заявили, что если Мустанг не придет и не сдастся, они покарают людей, которых задержали.


– С какой стороны это характеризует правоохранительную систему и государство в целом?

– Они ведут себя как представители террористического государства, которое считает себя вправе карать граждан за преступления, которых они не совершали. Вот мы захватили случайных людей, и если господин Мустанг приедет и сдастся Следственному комитету, чтобы мы его тут распяли, мы тогда заложников выпустим.

– А Мустанг приедет, как вы думаете?

– А с какого перепуга он должен приезжать? Если бы это были его соратники, он бы, возможно, и подумал. Но это совершенно аполитичные люди, им наплевать на то, что происходит в России, наплевать на войну с Украиной. Вот они и поплатились сейчас за то, что у них нет политической позиции, оказались сейчас в такой ситуации, – считает общественный активист Павел Шелков.

Ранее украинские власти заявляли, что не собираются выдавать Москве украинского руфера Павла Ушивца, известного как Григорий Mustang Wanted. МВД РФ объявило его в международный розыск. Советник главы МВД Украины Антон Геращенко сообщил СМИ, что Мустанг "собрался сменить фамилию и имя, да так, чтоб они стали поперек горла в России и, наоборот, вдохновляли украинцев на новые свершения", и пообещал помочь Ушивцу в этом вопросе. Геращенко добавил, что знает "новые" имя и фамилию Мустанга, но озвучивать их он пока не собирается.