ФСИН хочет расширить перечень предметов, которые можно будет иметь при себе в следственных изоляторах или приобретать по безналичному расчету
Перечень предметов, которые разрешено иметь при себе заключенным СИЗО, хотят существенно расширить — обвиняемые в преступлениях смогут хранить, получать в посылках и приобретать электрические чайники, щипчики для ногтей, ватные палочки и диски, маску для сна, беруши, глюкометр (прибор для измерения уровня глюкозы) и т.д. Соответствующий проект приказа Минюста подготовила Федеральная служба исполнения наказания (ФСИН). Как рассказали «Известиям» в пресс-бюро ФСИН, сейчас проект находится на стадии согласования. Также предполагается, что заключенным будет разрешено приобретать через магазины СИЗО литературу, использовать электронные книги и другие электронных устройства без интернета.
— Документ предполагает расширить перечень предметов первой необходимости, обуви, одежды и других промышленных товаров, а также продуктов питания, которые подозреваемые и обвиняемые могут иметь при себе, хранить, получать в посылках и передачах и приобретать по безналичному расчету, — отметили во ФСИН.
Как рассказали во ФСИН, предлагается разрешить к хранению и использованию около 14 предметов.
— Чайники электрические, щипчики для ногтей, ватные палочки и диски, электрический тонометр, глюкометр, слуховой аппарат, расходные материалы и батарейки к ним, поролоновую губку для мытья посуды, гелевую авторучку, собственные постельное белье и полотенца, маску для сна, беруши, — сказали в ведомстве.
Также, как отметили во ФСИН, может расшириться список дополнительных платных услуг, которые могут оказываться следственными изоляторами.
— Разрешается приобретение через магазин СИЗО литературы, использование электронных книг и других состоящих на балансе СИЗО электронных устройств без возможности выхода в интернет, — сказали во ФСИН.
При этом в ведомстве также добавили, что документ в настоящее время проходит процедуру согласования — в проект могут быть внесены изменения.
Член Общественного совета при ФСИН России Антон Цветков отметил, что окончательный вариант перечня предметов первой необходимости нужно будет тщательно проработать.
— Думаю, что этот список необходимо будет дополнить, — говорит он. — Ранее мы предлагали (комиссия ОП по безопасности. — «Известия»), например, разрешить хранить при себе коврик для фитнеса, который можно использовать не только для спорта, но и подкладывать под матрас для создания более комфортных условий для сна.
Член общественно-наблюдательной комиссии по соблюдению прав человека в местах принудительного содержания Анна Каретникова отметила, что сейчас некоторые заключенные иногда хранят предметы, которые ФСИН собирается добавить в официальный перечень.
— В СИЗО разрешают использовать эти предметы только тем, кто хорошо себя ведет, что очень несправедливо, — говорит она. — Если ФСИН официально разрешит хранить эти предметы в камере, то этот вопрос урегулируется — все смогут хранить эти вещи вне зависимости от поведения.
По словам правозащитницы, заключенные постоянно просят разрешить им хранить пластиковую посуду в камерах.
— Сейчас в СИЗО выдают алюминиевые приборы в единственном экземпляре, поэтому еду, которую присылают заключенным, негде хранить, — говорит она. — К счастью, во многих изоляторах разрешают оставлять после приема пищи приборы в камере, но, например, в 6-м столичном женском изоляторе посуду забирают сразу же после обеденного времени. Женщинам не в чем хранить еду или готовить, к примеру, салаты.
По данным Генпрокуратуры, по состоянию на январь 2015 года в следственных изоляторах содержались 117 тыс. человек, это на 3 тыс. больше, чем за год до этого. Увеличение числа заключенных ведомство связывает с присоединением новых регионов — Крыма и Севастополя. При этом, по статистическим данным ФСИН, на март 2015 года в СИЗО содержатся уже 120 тыс. человек и еще 2,6 тыс. находятся в изоляторах при колониях.
Ранее генпрокурор Юрий Чайка в годовом докладе председателю Госдумы отметил «чрезмерно широкое применение судами» ареста людей, обвиняющихся в преступлениях небольшой и средней тяжести. Как следует из доклада, 40% всех арестованных в 2014 году обвинялись по этим категориям дел. Это приводит к тому, что заключенные содержатся в переполненных камерах. При этом четверть всех следственных изоляторов не соответствуют национальным стандартам, а за 2014 год работники прокуратуры выявили нарушения в 59 изоляторах — это четверть от общего числа СИЗО в стране. Камеры не отвечали нормам гигиены и санитарии, а также требованиям пожарной безопасности. Кроме того, генпрокурор отмечал, что арестантов в этих изоляторах не обеспечивали площадью в 4 кв. м на человека, положенной по закону. В ряде случаев заключенные под стражей не были обеспечены индивидуальными спальными местами, постельными принадлежностями и предметами первой необходимости.
Такая ситуация, по данным генпрокурора, складывается в 24 регионах страны, в том числе в Башкирии, Крыму, Краснодарском и Красноярском краях, Ростове, Рязани, Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Но самые неблагополучные условия в Москве и Подмосковье — здесь переполненность тюрем достигает 23–25% от вместимости, указывается в документе.