12 августа — годовщина трагических событий в Баренцевом море, в тот день, 15 лет назад, экипаж подводной лодки «Курск» не вышел на связь.
Взрыв на борту атомного подводного крейсера произошел во время учений в Баренцевом море 12 августа 2000 года. Спасательная операция продолжалась 10 дней, однако результатов она не принесла. Все находившиеся на борту 118 человек погибли. Все члены экипажа были посмертно награждены орденами Мужества, а командиру лодки было присвоено звание Героя России.
Тогда Кремль необъяснимо отказал всем странам, предложившим помощь в спасении экипажа. Зарубежных специалистов пустили к месту трагедии лишь тогда, когда члены экипажа «Курска» точно были мертвы. Между тем, 23 из них после взрыва ракеты жили и ждали помощи двое суток.
Путин, за три месяца до этого ставший президентом, отдыхал в Сочи и прервал свой отдых лишь спустя пять дней, 17 августа.
Спустя 10 дней после первых известий о трагедии, 22 августа 2000 года, Владимир Путин встретился в родственниками о погибших. 29 августа стенограмма этой встречи была опубликована в журнале «Коммерантъ-Власть».
Через месяц на вопрос ведущего CNN Ларри Кинга: «Что случилось с подводной лодкой?» Путин с улыбкой ответил: «Она утонула».
А в 2010 году Путин и ставший его преемником Дмитрий Медведев проигнорировали траурные мероприятия, приуроченные к 10-летию трагедии, вызвав возмущение родственников погибших моряков.
Начальник Центрального архива министерства обороны Игорь Пермяков рассказал, что данные о гибели «Курска» могут рассекретить до 2030 года, если этого потребует правительство, передает РИА Новости. По закону просматривать документы и решать, снимать ли с них гриф «секретно», нужно через 30 лет после происшествия. Но, по словам Пермякова, комиссию по этому вопросу могут организовать и раньше.
Траурные мероприятия
Сегодня, 12 августа, в России на базах Военно-морского флота прошли траурные мероприятия в память о погибших 15 лет назад моряках атомной подводной лодки «Курск».
В поселке Видяево Мурманской области, откуда подлодка "Курск" ушла в свой последний поход, прошли основные траурные мероприятия в гарнизонах Северного флота. На раннее утро была запланирована поминальная литургия по погибшим морякам в поселковом храме Святителя Николая Чудотворца. Продолжились памятные мероприятия у мемориала "Подводникам, погибшим в океане".
В 11 часов 28 минут была объявлена минута молчания, сообщает СеверПост. Именно в это время ровно 15 лет назад раздался первый взрыв на борту АПРК "Курск". На кораблях и судах флота приспустили флаги и включили сигналы сирен и тифонов.
В Калининграде в Балтийском высшем военно-морском институте (БВМИ) имени Ф.Ф. Ушакова, где учились несколько погибших подводников "Курска", прошел траурный митинг. Его участники возложили цветы к стенам музея БВМИ, где установлены мемориальные доски с именами восьми выпускников, погибших на АПЛ "Курск" и "Комсомолец". Отдавая воинские почести погибшим героям, личный состав военно-морского института торжественным маршем прошел перед мемориалом подводникам.
На Черноморском флоте в память о погибших моряках также была объявлена минута молчания - в последний поход подлодки "Курск" ушли 17 севастопольцев. Кроме того, в память о 17 моряках-севастопольцах с "Курска" на Черноморском флоте сегодня включили корабельные ревуны.
Траурные мероприятия в Севастополе начались утром с панихиды по погибшим в Храме Архистратига Михаила, которую отслужил помощник командующего Черноморским флотом по работе с верующими военнослужащими протоиерей Александр Бондаренко. Затем на кладбище Коммунаров у монумента подводникам-севастопольцам, погибшим на "Курске", прошел "митинг-реквием", к памятнику возложили венки и цветы.
В Санкт-Петербурге, где в настоящее время живут многие родственники погибших моряков, также почтили память погибших. Как сообщает Санкт-Петербургский клуб моряков-подводников и ветеранов ВМФ, традиционно в этот день в Николо-Богоявленском морском соборе возле часовни, в которой установлена мемориальная доска с именами всех 118 погибших подводников, в полдень отслужили панихиду "по воинам, в море погибшим".
Затем на Серафимовском кладбище, где похоронены 32 члена экипажа "Курска", прошел памятный митинг и торжественная церемония отдания воинских почестей погибшему экипажу - возложение венков и цветов к мемориалу и прохождение роты почетного караула. В церемонии приняли участие родные и близкие погибших подводников, командование ВМФ, ветераны-подводники, члены Санкт-Петербургского клуба моряков-подводников.
В Нижнем Новгороде, откуда родом были пятеро подводников, на Аллее Героев мемориального комплекса "Марьина роща" также был запланирован митинг.
В Курске, где похоронены 12 из 118 членов экипажа подлодки, в память о погибших моряках прошла встреча на аллее из 118 берез. Здесь же установлен памятник из фрагмента ракетного отсека подлодки, поднятого со дна Баренцева моря. У памятника экипажу АПРК "Курск" состоялась лития, траурный митинг и возложение венков и цветов.
Память погибших подводников атомной подлодки "Курск" почтили минутой молчания на Тихоокеанском флоте. Ровно в полдень по местному времени на кораблях Камчатского объединения подводных лодок прошли траурные митинги.
Гибель «Курска». Подробности
12 августа 2000 года атомный подводный ракетный крейсер К-141 «Курск» Северного флота под командованием капитана первого ранга Геннадия Лячина участвовал в военно-морских учениях в Баренцевом море. На борту находилось 118 человек: 111 членов экипажа, пять представителей штаба 7-й дивизии подводных лодок Северного флота РФ и два гражданских специалиста завода «Дагдизель».
Около 11 утра в районе маневров было зафиксировано два подводных взрыва. Поиски начались спустя несколько часов после того, как лодка перестала выходить на связь. На следующий день 13 августа крейсер «Петр Великий» обнаружил лежащую на глубине 108 метров подлодку. Однако российские подводные аппараты не смогли пристыковаться к затонувшему «Курску».
Только 19 августа к спасательной операции были допущены норвежские суда Seaway Eagle и Normand Pioneer с британским спасательным аппаратом. 21 августа норвежские водолазы вскрыли нижний люк девятого отсека и установили, что все находившиеся на борту лодки погибли.
Как установило следствие, взрыв произошел в торпедном аппарате номер 4 из-за утечки перекиси водорода вследствие микротрещин в корпусе торпеды. Позднее взорвались находившиеся в отсеке стеллажи с другими торпедами. Оставшиеся в живых 23 моряка отступили в девятый отсек, где скончались спустя сутки или двое.
За 16 дней водолазы смогли обнаружить и поднять на поверхность 12 тел подводников. После подъема атомохода из его корпуса извлекли тела еще 103 подводников. Двое матросов - Дмитрий Котков и Иван Hефедков, а также главный специалист "Дагдизеля" Мамед Гаджиев остались навсегда в море. Семьям погибших подводников правительство РФ выплатило по 720 тысяч рублей.
По официальной версии, трагедия произошла в результате взрыва торпеды в торпедном аппарате N4, повлекшего взрыв остальных торпед, находившихся в первом отсеке АПРК. По мнению следствия, первый взрыв произошел в результате утечки водородной смеси из образовавшихся микротрещин на корпусе торпеды, которые возникли вследствие "нештатных процессов". Вытекшая смесь, взорвавшись, разрушила торпедный аппарат N4 и находившийся рядом аппарат N2. Второй взрыв произошел две минуты спустя и полностью разрушил носовую часть "Курска".
Как считают эксперты, моряки погибли не все сразу. Некоторые из них действительно скончались через несколько секунд после взрыва, как и утверждалось ранее. Но смерть 23 моряков, остававшихся в девятом отсеке АПЛ, наступила только через шесть-восемь часов. Однако к моменту обнаружения лодки спасти их уже было невозможно, уверены специалисты. По неподтвержденной версии расследований, проведенных журналистами, моряки оставались живыми дольше.
Кроме того, адвокат Борис Кузнецов, представлявший интересы 55 семей подводников, написал книгу "Она утонула...", в которой на материалах уголовного дела, исследуя в том числе и проведенные экспертизы, доказывает, что официальная версия, будто моряки погибли сразу - ложь. В одной из глав юрист утверждает, что многие подводники долгое время еще оставались живы и пытались привлечь внимание спасателей, выстукивая по корпусу SOS, пишет "Новая газета". Однако в деле о гибели подлодки говорится, что "указанные шумы (стуки), классифицированные экспертами как сигналы бедствия, издавались не из АПРК "Курск", а из подводной части надводного корабля, находившегося вне пределов района гибели подводного крейсера".
Генпрокуратура возбудила уголовное дело по факту гибели АПЛ "Курск" 24 августа 2000 года. Указ президента позволил многим избежать приговора суда по уголовному делу о гибели подлодки. В 2002 году дело было закрыто "за отсутствием виновных". Главком Куроедов ушел в отставку по состоянию здоровья только в 2006-м.
В октябре 2001 года атомную подлодку "Курск" начали поднимать из вод Баренцева моря.
Сегодня, через 15 лет после катастрофы российской атомной подводной лодки "Курск", Россия проявила бы еще меньше желания принять иностранную помощь, считает норвежский эксперт по ядерным катастрофам Нильс Бёмер. При этом, по его словам, вероятность инцидента с участием субмарин сейчас намного выше, чем была еще 5-10 лет назад, учитывая напряженность в отношениях России с Западом. Сегодня мы наблюдаем высокую активность подводных лодок и НАТО, и России в Баренцевом море. А мы уже видели, что чем больше в Баренцевом море подлодок и активности, тем выше вероятность инцидентов, рассказал в интервью Би-би-си Нильс Бёмер.
Короткая память
Стоит отметить, что с каждым годом внимание к гибели подлодки "Курск", точные причины которой до сих пор не установлены до конца, падает. По данным опроса «Левада-центра», в 2000 году 72% респондентов считали, что власти не сделали все возможное для спасения моряков. Сейчас такой точки зрения придерживаются лишь 35% опрошенных. 15 лет назад затруднились ответить на вопрос социологов лишь 6% россиян, теперь — 26%. Число тех, кто оправдывает отказ от зарубежной помощи в спасении моряков, за 5 лет увеличилось на четверть — с 21% до 28%.
Подобное оправдание правителей — не единичный случай, а целая тенденция. Аналогичная ситуация и с мнением опрошенных об ответственности за захват заложников на мюзикле «Норд-Ост». По прошествии 11 лет россияне перестали винить в гибели 130 человек государство и силовиков. В два раза меньше людей полагают, что теракт произошел из-за коррупции среди работников органов власти, в три раза снизилось количество сторонников версии о губительном бездействия полиции. А затруднился ответить на вопрос каждый пятый респондент.
С 2004 года вдвое снизилось число граждан, полагающих, что спецслужбы знали о подготовке теракта в Беслане, но бездействовали. Стало значительно меньше и тех, кто считает, что спецслужбы были в курсе готовящегося теракта, но не смогли их предотвратить. Число респондентов, называющих причиной массовой гибели заложников в Беслане непрофессиональные действия спецслужб, также сократилось вдвое. Приверженцев мнения, что властям были безразличны судьбы заложников, тоже стало меньше ровно вдвое.
Россияне в принципе забывают, что происходило 20-25 лет назад. В 2014 году каждый пятый респондент не смог назвать ни одного важного события, произошедшего 10 и 15 лет назад соответственно, а о каких-либо значимых событиях 1994 года смогли вспомнить лишь две трети. Разумеется, не все называвшиеся важные события были печальными, но в ответах преобладали именно такие.
По мнению заместителя директора «Левада-центра» Алексея Гражданкина, россияне перестали винить государство во многих трагедиях из-за событий на Украине и изоляции России:
— То, что происходит на протяжении полутора лет, квалифицируется как переоценка всех проблем, всех действий власти в последние 15 лет. То положение, в котором оказалась страна по отношению к окружающему миру в связи с санкциями Запада после самоприсоединения Крыма, сами события на Украине перед этим сформировали у большинства населения представление, что угрозы исходят не от тех проблем, что виделись им раньше, то есть неэффективности власти. Теперь им кажется, что она не настолько неэффективна, когда дело доходит до «больших» проблем.
По словам социолога, значительная часть населения испугана тем, как развивались события на киевском Майдане и что последовало за ними в Украине, поэтому критика действий властей со стороны оппозиции потеряла для них свою убедительность. В том числе и для тех, кто раньше соглашался с критикой, добавил Гражданкин.
Ведущий научный сотрудник Института социологии РАН Леонтий Бызов считает, что люди, ранее возлагавшие ответственность за трагедии на государственные органы, не изменили своей точки зрения, но перестали публично ее выражать:
— Дело в том, что общая волна общественного климата в России сейчас не способствует тому, чтобы в политически важных вопросах население обвиняло власть. Одно дело — не очень политические вещи, к примеру, уничтожение продуктов. А то, что связано с крупными террористическими актами, что считается достижением Путина, который вроде как подавил такую угрозу, — это вопрос политический. Поэтому, на мой взгляд, многие не то что изменили свое мнение, а просто не посчитали нужным идти против мейнстрима, когда общественное большинство политически лояльно относится к власти.
По мнению эксперта, россияне не хотят делиться своим мнением и считают, что лучше дадут какую-то сдержанную нейтральную оценку, чем будут критиковать государство и его лидеров:
— Общий фон сплочения общества вокруг власти давит психологически; никто (за исключением некоторого меньшинства) не хочет идти против образовавшегося мейнстрима и становиться белой вороной. Общественное большинство очень податливо, конформистски настроено и не склонно к каким-то резким заявлениям и суждениям.