Российские журналисты, работающие на пропагандистских каналах, получают установки непосредственно из Кремля. А пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков руководит подготовкой к прямым линиям президента РФ, где авторы самых неудобных вопросов просто не допускаются к эфиру. Об этом пишет портал Colta, который опубликовал интервью с бывшими сотрудниками ВГТРК (Россия-1 и Россия-24).
Как вспоминает экс-работник ВГТРК, в феврале 2014 года главный редактор на собрании объявил, что начинается даже не информационная, а «холодная война».
«Он сказал, что наступила эпоха, по сравнению с которой 70—80-е — детский лепет, поэтому те, кто участвовать не хочет, могут найти себе какую-нибудь другую сферу деятельности, вне информационного канала. А все остальные — welcome to the club» – рассказал журналист.
По его словам, политика канала стала абсолютно закрытой, пропагандистские штампы вкладывались в речь ведущих на узких встречах. Репортажи стали контролироваться «сверху» в ручном режиме. В эфир попадали материалы плохого качества, но с правильной повесткой. Все каналы, занимающиеся открытой пропагандой, стали одним целым, обмениваясь друг с другом материалом и позабыв об эксклюзиве.
Как утверждает бывший сотрудник ВГТРК, большинство его коллег понимали, что подают заведомо ложную информацию, в которую сами не верили.
«Среди них процентов 40—50 ходило на Болотную, и им все это категорически претило. Но они не уходили, причины банальные — семьи, кредиты. Плюс все понимали, что уходить некуда. Кто-то топил свое горе в вине, кто-то ушел в наркотики, кто-то ни в чем не топил, а уходил во «внутреннюю эмиграцию», в выходные дни читая книжки и стараясь забыть обо всем, что было с понедельника по пятницу» – рассказал журналист.
Другой россиянин, покинувший ВГТРК, поведал, как на «летучках» им раздавали методичку, составленную в самых высоких кабинетах.
«В пятницу в 12 часов дня была летучка в Кремле, куда приезжали все главные редакторы. Главный редактор нашего канала получал печатный план, где все написано: как, что, кого лучше пригласить в качестве экспертов. Фактически методичку, стопочку листов А4 сантиметром толщиной. Во время этой летучки главный редактор делал какие-то пометки, коррективы прописывались карандашом прямо внутри. Мне приносили часть листов из этой папки, я по ней работал как по плану», вспоминает журналист.
Он раскрывает, кто именно руководил «кремлевскими летучками».
«Кремлевскими летучками руководили разные люди. Давным-давно Алексей Алексеевич (Громов, первый замглавы АП. — Ред.) это делал. Насчет Суркова не знаю. Потом их проводил Дмитрий Сергеевич (Песков. — Ред.). Когда пришел Дмитрий Сергеевич, поначалу было ничего. А потом уже так просто к нему стало не подойти — здесь письмо, здесь запишись. Началось какое-то поклонение Пескову, он стал а-ля «Путин — это я». Он этого никогда не говорил, но выглядело это так. А Алексей Алексеевич всегда говорил: «Ребята, обращайтесь, помогу чем надо» – рассказал собеседник издания.
Он добавил, что «ручной режим» резко усилился после памятного исчезновения Путина.
Также он вспомнил, как журналисты сгорали от стыда во время съемок прямых линий президента РФ.
«Репетиция, полный прогон. Путин на ней не сидит, Песков сидит. Он не отвечает за Путина, конечно, но за всем следит. Стоит съемочная группа и примерно изображает, что будет. Я слышал от людей, которые туда ездили, их прямо колотило, они говорят — прямо умирали от стыда, потому что рассказывали, как старики к съемочной группе подходили со своими вопросами, а эти вопросы просто не могли попасть на прямую линию» – рассказал бывший сотрудник ВГТРК.