Госзаказчики смогут менять условия контрактов со сроком исполнения от трех до 10 лет. Такие долгосрочные контракты будут заключаться на основании специальных инвестиционных соглашений (см. врез): продукция может закупаться напрямую у производителя без конкурса, заказчик сможет изменить цену, условия оплаты, пересмотреть размер поставки товара уже после заключения контракта без проведения нового конкурса.
Право заключать такие контракты могут получить и регионы. Соответствующие поправки в закон о контрактной системе (копия есть у «Ведомостей») подготовили депутаты Госдумы во главе с Ириной Яровой, проект находится на рассмотрении в Государственно-правовом управлении (ГПУ).
Нужен более гибкий подход к изменению цены контракта, говорится в пояснительной записке к законопроекту. Новый механизм позволит учесть риски инфляции и дефляции и изменение цен на отдельные виды товаров из-за оптимизации технологий, надеются авторы.
Предложение депутатов не может быть поддержано, говорит представитель Минэкономразвития. Нужно предусмотреть четкую регламентацию случаев, когда допускается изменение условий контракта, говорится в отзыве министерства (копия есть у «Ведомостей»).
Сейчас пересмотреть условия контракта можно только при изменении тарифов, объясняет федеральный чиновник, еще в 2015 г. действует исключительная норма для импортных поставщиков – из-за курсовой разницы.
При существенном изменении условий договора нужно проводить новую закупочную процедуру, уверена Анастасия Асташкевич из юридической компании «Чаадаев, Хейфец и партнеры». Увеличить цену контракта можно только в пределах 10%, говорит чиновник, работающий с госзакупками.
Подрядчики часто пытаются пересмотреть условия госконтрактов, признает федеральный чиновник. Раньше многие заказчики заключали дополнительные соглашения, расширяли перечень дополнительных работ, чем увеличивали цену контракта, вспоминает Екатерина Смирнова из юридической компании «Яковлев и партнеры». С введением механизма, предложенного Яровой, контракты превратятся в рамочные соглашения без определенной цены и размера поставки, опасается чиновник.
Депутаты также предлагают заказчику отказаться от банковской гарантии или внесения денежных средств на счета в Федеральном казначействе и определить новые способы обеспечения контракта. Например, поручительство, говорит Смирнова, или вообще отказ от обеспечения. Это приведет к злоупотреблениям, риск неисполнения контракта увеличится, предупреждает Федеральная антимонопольная служба в отзыве на законопроект (копия есть у «Ведомостей»). Изменения выведут инвестиционные соглашения из конкурентных процедур, согласна Смирнова: заказчики сами смогут выбирать контрагента и оценивать выгодность его предложения, минуя прозрачные закупочные процедуры. А возможность вносить изменения в контракт разрушит всю идею конкуренции, уверена она.
С введением механизма не исключены споры компаний, не сумевших победить в закупочных процедурах, считает Асташкевич: другие компании тоже смогли бы исполнить контракт на новых условиях. Законопроект не будет нарушать конкуренции, если будет разработан механизм ценообразования по таким контрактам, не согласен вице-президент по правовым вопросам Biocad Алексей Катков, нужно правильно определить цену товаров и корректировать ее в течение срока действия контракта. А инвестиционные соглашения способствуют развитию отечественной промышленности, считает он.
Бизнес-омбудсмен по закупкам, гендиректор НАИЗ Сергей Габестро считает законопроект ненужным: все инициативы можно доработать при подготовке законопроекта о специальных инвестиционных контрактах.