Убийство в Зимбабве американским
охотником льва Сесила, считавшегося символом Национального парка Хванге, вызвало возмущение в мире. Два зимбабвийца, причастных к гибели льва, привлечены к уголовной ответственности по обвинению в браконьерстве. Перед судом, возможно, предстанет и застреливший животное американец.
Тринадцатилетний лев Сесил, любимец местного населения и иностранных туристов, обладатель вызывавшей всеобщее восхищение черной гривы, убит 1 июля у границы Национального парка Хванге в Зимбабве, куда его приманили мертвым животным, привязанным к автомобилю охотников.
Личность убийцы быстро установили – им оказался опытный охотник, дантист из американского штата Миннесота Уолтер Джеймс Палмер. Палмер, заплативший за охоту более 50 тысяч долларов, заявляет сейчас, что был уверен в получении его проводниками всех необходимых разрешений. Он выразил "глубокое сожаление" в связи со случившимся, отметив, что "понятия не имел" об известности льва Сесила и о том, что это животное было предметом научных исследований сотрудниками Оксфордского университета. Палмер заявил также, что с ним уже связались представители как американских, так и зимбабвийских властей, и он готов оказать помощь следствию. Статья о нелегальной охоте в Зимбабве предусматривает лишение свободы на срок до 10 лет.
Как рассказали сотрудники Управления охраны окружающей среды Зимбабве, Палмер ранил Сесила, на которого был направлен луч прожектора, стрелой из арбалета, однако рана не была смертельной, и лев убежал. Через 40 часов они вновь обнаружили зверя, застрелили его и отрубили животному голову, а тушу льва оставили на месте. Как выяснилось, браконьеры пытались уничтожить ошейник льва, в котором находилось устройство, позволяющее определить его местонахождение. Судя по всему, охотники поняли, что убили "не того льва", и хотели замести следы. Однако вмонтированный в ошейник передатчик продолжал посылать сигнал GPS, и останки Сесила были вскоре обнаружены. Как отмечает руководитель Управления охраны окружающей среды Джонни Родригес, Сесил был отцом нескольких львят, которые, как заявляют специалисты, теперь, скорее всего, будут убиты львом, ставшим новым вожаком стаи:
"Природа так устроена, что теперь придет новый вожак, убьет всех львят Сесила, чтобы самки опять захотели иметь потомство, и таким образом продолжит собственный род. В этом главная трагедия".
"Сесил был фактически полудомашним животным", – с горечью заявил журналистам Эммануэль Фундира, президент Ассоциации туроператоров Зимбабве.
Уолтер Джеймс Палмер хорошо известен в охотничьих кругах. Он охотился с арбалетом на леопардов, буйволов, носорогов, лосей и других крупных животных. В 2008 году Палмер признался в убийстве в штате Висконсин черного медведя барибала, сказав на суде, что полагался на профессионализм сопровождавших его проводников и был уверен в законности этой охоты. Тогда Палмера приговорили к году испытательного срока.
Гибель льва Сесила спровоцировала всеобщее возмущение – твиттер и страницу Палмера на "Фейсбуке" заполонили гневные комментарии. В "Фейсбуке" появилось сообщество "Охота на Уолтера Пальмера". Еще одна группа называется "Арестуйте Уолтера Палмера". В память об убитом животном люди стали возлагать цветы и мягкие игрушки у офиса в пригороде Миннеаполиса, где Палмер ведет врачебную практику. Палмер приостановил работу и не появляется на публике. Петиция с требованием привлечь охотника к ответственности мгновенно собрала почти 100 тысяч подписей. Актер Рики Жерве, который не раз язвительно высказывался в адрес охотников, написал в Twitter: "Это было сделано не ради еды. Даже не ради стрельбы или приготовления консервов. Тут речь идет о возбуждении от убийства. Ментальном".
Говорит один из возмущенных защитников животных, называющий себя "судья Тим Блэк": "Вы выстрелили в животного из лука, но не убили его, а потом преследовали много часов и убили из ружья с большого расстояния. Это по-вашему называется охота?! Это хладнокровное убийство! Я, видимо должен быть рад, что вы стреляете в животных. Потому что люди такого типа, как вы, могут увлечься другими играми. Если бы это было легально… Кто знает, чтобы вы сделали. У вас есть деньги, чтобы куда-нибудь уехать. И вы уехали, чтобы убивать беззащитных животных. Мне кажется, что вы бессовестный садист, господин Палмер. И вы бы, если бы могли, убили бы и беззащитного человека. Вот что я думаю. Я приговариваю вас быть ненавидимым во всем мире теми, кто знает об этой истории!" В адрес Палмера поступают сейчас и прямые угрозы.
В Зимбабве, а также в ЮАР и Намибии охота на львов и других крупных животных разрешена при условии получения необходимого разрешения. Убивать разрешается только тех животных, которые уже не могут дать потомство. В частности, в мае этого года охотник из Техаса застрелил старого носорога, заплатив за лицензию 350 тысяч долларов.
29 июля президент Ассоциации профессиональных охотников ЮАР предложил пересмотреть на ближайшем годовом собрании ассоциации политику в области охоты на львов. 95 процентов львов, которых убивают охотники в ЮАР, – не дикие животные. От шести до восьми тысяч львов сейчас выращиваются на приблизительно 150–200 фермах специально для организации охоты, приносящей значительные прибыли. Эти животные выпускаются на волю за 3–4 дня до начала охоты. Ассоциация охотников ЮАР выступает против такой практики.