Владимир Путин подписал резонансный «закон о забвении». Представители интернет-отрасли надеются, что закон будет дорабатываться в процессе применения, а компании пока затрудняются предсказать, с каким количеством запросов на удаление информации им придется столкнуться.
Президент России Владимир Путин подписал закон об удалении ссылок с недостоверной информацией из выдачи поисковиков, также известный как «закон о забвении», сообщает пресс-служба президента.
«Федеральным законом устанавливается, что оператор поисковой системы по требованию физического лица (заявителя) обязан прекратить выдачу сведений об указателе страницы сайта в сети Интернет, позволяющих получить доступ к информации о заявителе, распространяемой с нарушением законодательства Российской Федерации, являющейся недостоверной, а также неактуальной, утратившей значение для физического лица в силу последующих событий или его действий», — говорится в справке.
Теперь с 1 января 2016 года гражданин имеет право потребовать удаления любой информации о себе, кроме той, которая содержит «признаки уголовно наказуемых деяний, сроки привлечения к уголовной ответственности по которым не истекли».
Ранее законопроект на стадии рассмотрения Госдумой вызвал резкую критику со стороны интернет-отрасли.
Представители «Яндекса», Google, Mail.Ru и Rambler&Co говорили, что документ противоречит действующему законодательству и необоснованно ограничивает доступ граждан к информации. Ряд замечаний также коснулись и технической стороны законопроекта. В результате представители интернет-отрасли добились принятия ряда поправок.
А в конце июня глава Российской ассоциации электронных коммуникаций Сергей Плуготаренко не исключил возможность доработки закона в процессе его применения. «Мы верим в то, что внимание бизнеса и общества, которое было привлечено к закону на этапе его обсуждения, не позволит закрыть глаза на какие-то злоупотребления и перекосы при его исполнении», — подчеркнул он.
О важности доработки закона на этапе его правоприменения «Газете.Ru» рассказал и глава правления Института развития интернета Герман Клименко.
«Необходимо тщательно анализировать процесс поступления первых запросов на удаление информации из поиска и совершенствовать саму технологию подачи подобных заявлений. А в случае судебных разбирательств нужно наблюдать за ходом процессов и юридическими решениями», — отметил он.
Клименко также раскритиковал предусмотренную законом систему подачи исковых заявлений по месту жительства истца.
«Она должна быть максимально упрощена, а в процессе рассмотрения дела должны использоваться телекоммуникационные средства, позволяющие интернет-компаниям лично не присутствовать на заседании. В идеале же стоит рассмотреть возможность создания отраслевого интернет-суда», — подытожил глава правления ИРИ.
В то же время интернет-компании пока затрудняются сказать, с каким количеством запросов об удалении информации им придется столкнуться в ближайшее время.
«Оценить влияние нового закона на интернет можно будет только после его вступления в силу. Пока никто не знает, сколько запросов получат поисковики и с чем будут приходить люди», — рассказала «Газете.Ru» представитель «Яндекса».
Однако, как и многие другие представители интернет-отрасли, она в очередной раз раскритиковала механизм подачи исков по месту нахождения заявителя.
«Нестандартные правила подсудности приведут к тому, что основные организационные и финансовые расходы по судебным разбирательствам будут ложиться на поисковики.
При этом сами поисковики никакой информации не распространяют и не несут ответственности за публикацию информации, ссылки на которую захочет удалить интернет-пользователь», — подытожила она.
В свою очередь директор по внешним коммуникациям Rambler&Co Матвей Алексеев считает, что предусмотренная законом подача искового заявления в суд на удаление информации по месту жительства истца противоречит мерам по борьбе с коррупцией.
«Для противодействия коррупционным схемам необходимо подавать такие заявления по адресу ответчика», — отметил он.
В то же время Алексеев также подчеркнул, что прогнозировать количество запросов на удаление информации из поисковой выдачи на сегодня очень сложно. «Пока остается неясным, как быстро этим правом воспользуются жители регионов. Однако пик запросов наверняка придется на первые месяц-два после вступления закона в силу», — рассказал он «Газете.Ru».