Депутаты считают, что кафе, банки и мастерские, расположенные в жилых домах, сильно изнашивают постройки
Офисы и рестораны заставят платить за капремонт в разы больше жильцов
Фото: Глеб Щелкунов
Владельцев офисов, банков, кафе, ресторанов, химчисток и обувных мастерских, а также других коммерческих объектов, находящихся в жилых домах, заставят платить за капитальный ремонт значительно больше остальных жильцов. Соответствующий проект поправок в Жилищный кодекс (ЖК) РФ подготовили в заксобрании Санкт-Петербурга (есть в распоряжении «Известий»). По мнению депутатов, использование помещений в коммерческих, производственных целях не только сильно «изнашивает инженерные коммуникации и физические конструкции», но также «создает шум и неприятные для жильцов дома запахи».
Проект дает субъектам право «дифференцировать размер минимального взноса за капремонт» в зависимости от вида коммерческой деятельности, которая проводится в нежилых помещениях многоквартирного дома (на уровне субъекта будет рассчитано, какой вид деятельности приносит зданию больший вред).
Как пояснила инициатор законопроекта, депутат санкт-петербургского заксобрания от фракции КПРФ Ирина Комолова, сегодня юридические лица вне зависимости от типа предприятия платят за капитальный ремонт точно такую же сумму, что и остальные жильцы дома.
— Ставка устанавливается субъектом: так, например, в Санкт-Петербурге она составляет от 2,5 рубля до 3 рублей за 1 кв. м. Цена устанавливается исходя из типа многоквартирного дома, возраста постройки, этажности, — рассказывает Комолова. — Несправедливо, что одинокая бабушка (которая, возможно, из дома даже не выходит) платит столько же, cколько ресторан с большой проходимостью.
Комолова подчеркнула, что жилой дом сконструирован с расчетом на использование его определенным количеством людей.
— Нежилые помещения создают дополнительную звуковую, энергетическую нагрузку. Даже лестница со временем изнашивается от того, что по ней проходят не только жильцы, а еще ежедневно десятки людей — клиентов предприятия, — обратила внимание депутат. — Вне зависимости от того, коммерческая организация или нет, она создает преувеличенную амортизацию дома. Часто бывает, что юрлица делают перепланировку помещения, а она всегда влияет на состояние дома (даже если она узаконена). Просто процесс может происходить медленно — это как минимум трещины.
Также Комолова добавила, что внесение поправок в Жилищный кодекс позволит субъектам не только повышать ставку на капремонт для нежилых помещений дома, но и при необходимости понизить ее.
— Нельзя исключать, что местная исполнительная власть решит, что какие-то организации, например благотворительные, несут своей деятельностью такую общественно важную миссию (и при этом не наносят вреда дому), что их стоит и вовсе освободить от «налога», — полагает парламентарий.
По словам депутата, изменение «капитальной» ставки будет распространяться на виды деятельности юрлиц, то есть если московские власти решат, что работа предприятий общественного питания наносит вред жилому дому, то владельцы таких объектов будут платить все без исключения новую ставку за капремонт дома.
— Не будет никакой разницы, какой у предприятия метраж, что там готовят (булки или салаты), на каком этаже находится организация, — говорит Комолова. — Это честный расчет, а не стеснение бизнеса. Насколько можно ставку увеличить для нежилых помещений, должны решать непосредственно сами субъекты после реальных инженерных экспертиз.
В отношении Северной столицы парламентарий уверена, что увеличить размер минимальной ставки на капремонт следует для собственников помещений, использующихся под банки, предприятия общественного питания, медицинские центры, а также офисы. Комолова считает, что такая мера позволит отремонтировать исторический центр Санкт-Петербурга.
— В некоторых старых домах осталось совсем мало жителей — буквально по 10 человек, при этом остальные помещения занимают офисы и другие организации. Денег на капитальный ремонт нет, а дом рушится, — рассказала Комолова. — Из исторических зданий коммерсанты извлекают всё возможное, так как в центре всегда много людей, в том числе туристов, а значит, покупателей и клиентов.
Зампредседателя комитета Госдумы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству, единоросс Сергей Качкаев считает, что о дифференциации минимальной ставки за капремонт говорить пока рано, так как сам закон о новой оплате ЖКУ еще полноценно в России не заработал.
— Плата за капремонт только начала взиматься. Нужно посмотреть на результаты, — заключил Качкаев.
Также он обратил внимание на то, что, согласно действующему Жилищному кодексу, плата за капремонт высчитывается по площади помещения, а предложение петербургских депутатов этому принципу противоречит.
— Тогда можно говорить и о повышении платы для собственников тех квартир, в которых проживает много людей. В одной семье — 10 человек, в другой — двое. И в первом случае тоже, получается, нужно говорить о нагрузке на сети, — сказал Качкаев.
В свою очередь, вице-президент Федерации рестораторов и отельеров (ФРИО) Вадим Прасов сомневаясь в том, что рестораторы своими предприятиями, находящимися на первых этажах, могут как-то «износить» многоквартирные дома.
— Если говорить о потреблении общепитом электроэнергии, воды и прочих ЖКУ, то нужно помнить о том, что всё это оплачивается компаниями в полном размере, никто бесплатно не дает пользоваться печами, посудомоечными машинами, — возмутился Прасов. — Что такого делают рестораны, чтобы говорить о том, что страдает постройка?
Прасов рассказал, что в Москве собственниками помещений являются только 20% рестораторов, остальные их арендуют.
— Если ставки на капремонт повысятся, арендодатели должны будут повысить цены на сдаваемые помещения, — пояснил он. — Но в нынешней экономической ситуации они в таком случае останутся без арендаторов — в кризис бизнес просто будет искать более приемлемое по стоимости помещение для предприятия.
Однако, по словам экс-главы НИиПИ Генплана Москвы Сергея Ткаченко, доля жильцов в использовании сетей водоснабжения, вентиляции, тепло- и электроснабжения действительно в несколько раз меньше, чем у коммерческих организаций.
— Стоимость оплаты капремонта 1 кв. м для юридических лиц должна быть повышена как минимум в три раза. То есть в столице ежемесячная ставка для таких объектов может составлять 45 рублей за 1 кв. м, _ пояснил эксперт. — Это те деньги, которые реально позволят привести все системы в надлежащее состояние. Более того, адекватным, на мой взгляд, может быть повышение ставки и в 10 раз.
Напомним, оплата капитального ремонта жилого фонда была возложена на жильцов в декабре 2012 года, когда были приняты поправки в Жилищный кодекс. Обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт у собственников возникает после утверждения региональной программы капремонта. Региональные программы и тарифы капремонта утверждены всеми регионами (за исключением Крымского федерального округа), и в большинстве из них плата взимается с начала 2014 года. В среднем ежемесячные платежи составляют 6–7 рублей за 1 кв. м, но, например, в Ленинградской области ставка одна из самых низких в России — всего 2 рубля за 1 кв. м. В Москве платеж составит 15 рублей (собирать деньги начнут с 1 июля 2015 года), в Амурской области — 20 рублей, а в Ханты-Мансийском автономном округе — от 8,55 рубля до 15,5 рубля в зависимости от типа дома.
Как сообщали «Известия» ранее, в марте региональные депутаты просили предоставить регионам право вводить мораторий на обязательные взносы за капитальный ремонт из-за кризиса.
В июле 2015 года депутаты предложили освободить от уплаты взноса за капремонт пенсионеров старше 80 лет.
http://izvestia.ru/news/588704#ixzz3fsYeXhUt