За год действия санкций против России темпы инфляции в целом по стране в 4 раза превысили темпы роста заработной платы. В отдельных регионах цены росли быстрее зарплат в 10, 20 и 73 раза, оценили в «ФинЭкспертизе»
Аналитическая служба компании «ФинЭкспертиза» в среду, 8 июля, опубликовала обзор «Год санкций: зарплата россиян vs инфляция». В нем эксперты определили соотношение темпов роста заработных плат россиян и темпов инфляции за год действия санкций в отношении России (с апреля 2014 года по апрель 2015 года).
На основе данных Росстата аналитики пришли к выводу, что в целом по стране темпы роста инфляции за год превысили темпы роста заработной платы в 4 раза: базовая инфляция с апреля по апрель составила 17,45%, а рост заработной платы — 4,34%.
Среди регионов России самая большая разница между ростом цен и зарплат отмечена в Республике Башкирия. По оценке «ФинЭкспертизы», темпы роста инфляции там превысили темпы роста заработных плат в 73,02 раза (16,29% против 0,22%). Еще в пяти регионах темпы инфляции опередили темпы роста зарплат более чем в 10 раз. Это Новгородская область (в 34 раза), Брянская область (в 23 раза), Псковская область (в 22 раза), Республика Алтай (в 12 раз) и Курская область (в 10 раз).
При этом в шести регионах соотношение темпов инфляции и роста зарплат подсчитать не удалось, так как в них заработная плата снизилась. В Амурской области, Краснодарском крае, Республике Дагестан, Тверской, Волгоградской и Курганской областях за год снижение зарплаты составило от 0,09% до 3,03% при инфляции от 17% до 19%.
В Москве инфляция опередила рост заработных плат в 6 раз. В Санкт-Петербурге — в 2 раза. Лишь в 14 регионах России инфляция превысила темпы роста зарплат менее чем в 2 раза. Только в одном регионе — на Сахалине — темпы роста заработных плат (14,3%) были выше, чем темпы роста цен на товары и услуги (14,17%).
Самая высокая инфляция с апреля 2014 года по апрель 2015 года была отмечена в Крыму (58%) и Севастополе (45%). Однако подсчитать соотношение темпов роста цен к росту зарплаты не удалось из-за отсутствия данных по последнему показателю.
В марте 2014 года США и Евросоюз ввели первые «персональные» санкции против российских политиков, «причастных к ситуации на Украине». В апреле США расширили санкционный список, добавив в него компании, подконтрольные Геннадию Тимченко, братьям Ротенбергам и банку «Россия». В июле сначала США, а после трагедии с малайзийским Boeing и Евросоюз ввели первые секторальные меры, закрыв российским госбанкам доступ к финансированию сроком более 90 дней. В августе вступили в силу европейские и американские ограничения на экспорт для российского ТЭКа. Тогда же Россия ввела запрет на поставки ряда продуктов питания из стран Евросоюза, США, Австралии, Канады и Норвегии.
В июне 2015 года Евросоюз продлил действие антироссийских санкций до 31 января 2016 года. В ответ на это российские власти продлили продуктовое эмбарго на год с 6 августа 2015 года.