«Весенняя думская сессия выдалась насыщенной и проходила под знаком сложной экономической и политической обстановки», — пишут журналисты, цитируя депутатов из «Единой России». Увы, этими бессмысленными фразами невозможно описать то, что сделала Госдума за последние полгода. «Медуза» коротко пересказывает весеннюю сессию парламента, объясняя, как именно депутаты изменили нашу жизнь.
Всего за весеннюю сессию, которая длилась с 20 января по 3 июля 2015 года, депутаты одобрили около 280 законопроектов — больше, чем по два в день (исключая выходные). Многие из них были техническими, другие — очень важными.
Теперь любую иностранную организацию, работающую в России, можно признать «нежелательной» даже без суда — достаточно решения Генпрокуратуры и одобрения МИДа. Закон ударит не только по иностранцам, но и по тем, кто с ними сотрудничает — например, переводит тексты или организует для них семинары и другие мероприятия.
Россияне получили возможность просить поисковики удалить из выдачи нежелательную информацию. Поисковики законопроект критиковали за бессмысленность (на сайтах-то информация все равно останется; решать, «нежелательная» информация или «желательная» почему-то должны поисковики, а не суд или прокуратура), но он — пусть и с некоторыми изменениями — все же был принят.
Благодаря амнистии ко Дню Победы в тюрьмах стало заметно свободнее: из заключения вышли более 126 тысяч человек. В то же время, глава комитета Госдумы по законодательству Павел Крашенинников предполагал, что амнистия может коснуться 350−400 тысяч человек.
Другая законодательная мера, наоборот, увеличит количество заключенных: в России теперь официально запрещены спайсы. Вернее, если следовать букве закона — «новые потенциально опасные психоактивные вещества». За распространение спайсов теперь можно сесть, причем если зафиксирован летальный исход, то сразу на восемь лет.
Об экономике: в России, наконец, отменили круглую печать — раньше ее использование было обязательным для любых хозяйственных обществ. Другим решением были приняты поправки в бюджет, которые сильно его изменили: осенью депутаты утверждали главный финансовый документ страны исходя из цены на нефть в 100 долларов за баррель, зимой — спешно переделывали под 50 долларов за баррель. Точнее, переделывало правительство, Госдума покорно одобряла.
Парламент в очередной раз продлил бесплатную приватизацию квартир — теперь до марта 2016 года. «Дачная амнистия» пролонгирована до 2018 года. Оба года — выборные, так что не факт, что бесплатную приватизацию не продлят вновь.
Часть материнского капитала теперь можно обналичить: речь, правда, идет о 20 тысячах рублей, но для многих и это большое подспорье. В кризис 2009—2010 годов из материнского капитала выдавали по 12 тысяч.
Помимо амнистии ко Дню Победы, Госдума объявила и об амнистии капиталов: россияне могут заявить о наличии счетов и собственности в офшорах — и им за это ничего не будет. Декларации надо подавать с 1 июня; власти, кажется, и сами не знают, чего от закона ждать и больше настаивают на его символическом значении.
У России появились два новых союзника: Абхазия и Южная Осетия (Госдума ратифицировала договоры об интеграции с двумя непризнанными большей частью мира республиками). Вообще, с точки зрения законодательства, отношения с другими странами только укрепляются: в Армении теперь можно находиться до 30 дней без регистрации, с Гватемалой подписан договор о взаимной защите капиталовложений, а с Китаем — по поставкам газа. А еще Россия стала членом международного соглашения по кофе. Это, правда, не означает, что он подешевеет.
P. S. Закон о переносе выборов с декабря на сентябрь 2016 года в наш пересказ не попал специально. На жизнь россиян он никак не повлияет.