На фоне греческого референдума обвал на китайской бирже остался незамеченным. А между тем, там происходят странные вещи, которые могут спровоцировать сильнейший экономический кризис. Помните, с чего все началось в 2008-м? Вот здесь похожая история. Все выходные читал китайские и гонконгские газеты, чтобы разобраться...

За последние три недели, с 12 июня, фондовый рынок Китая (по торгам на бирже Shanghai Composite) просел уже на 30%. Всего за 15 торговых дней китайские компании потеряли $3 триллиона долларов номинальной стоимости – это больше, чем совокупная стоимость фондовых рынков Испании, Италии, Швеции, Голландии и России.

Учитывая, что почти 80% торгующих на бирже – непрофессионалы (в основном, домохозяйки и пенсионеры), потерявшие в стоимости компании предостерегают о возможных социальных последствиях, вплоть до народных волнений.

Причины резкого проседания фондового рынка Китая пока неясны. Официально власти пока ничего не комментируют, но по тону государственных газет можно догадаться, о чём примерно они думают или, по крайней мере, кто может быть объявлен виновным.

 

У СМИ сейчас следующая тройка подозреваемых:

1) Всякие блогеры, распространяющие слухи о скором ужасном конце;
2) Всякие безответственные (как здесь смешно выражаются, “антисоциалистические") торговцы акциями на фондовом рынке, занимающиеся "игрой на понижение";
3) Госдеп (здесь это пока называют просто "подозрительная иностранная активность").

По некоторым данным, иностранные банки, в том числе Goldman Sachs, могли использовать фьючерсы, играя на понижение ряда китайских "голубых фишек". Шанхайская фьючерсная биржа (SHFE) эту информацию отрицает, но осадочек остался...

На самом деле, я перечитал кучу всего и ничего не понял. В моем личном чарте причин падения на фондовом рынке Китая безоговорочно лидирует, оставив далеко позади всех конкурентов, причина "чёрт его знает, почему". Думаю, это же мнение разделяют и многие местные аналитики.

"Руководители страны понимают, что снижение фондового рынка создаёт волновой эффект, который может повлиять на экономику в целом. Поэтому они принимают меры, пытаясь предотвратить панику, способную вызвать системный кризис", – заявил South China Morning Post глава департамента исследований гонконгской брокерской компании HTSC Лю Тинь.

Меры, о которых сказал эксперт, китайские власти стали пытаться принимать на прошлой неделе. Ассоциация управления фондовыми активами, объединяющая крупнейшие инвестфонды, в прошлый вторник опубликовала открытое письмо, исполненное духа патриотизма. "Все как один встанем грудью на защиту социалистического фондового рынка!" – призывало послание, суть которого заключалась в том, чтобы рекомендовать руководителям инвестфондов "не устраивать повальную распродажу китайских акций".

"Как бы не так!" – ответили менеджеры фондов, и рынок отреагировал моментально – после открытия в среду, 1 июля, просел на целых 5% в течение первых 30 минут.

 

Настала пора более решительных мер – поняло китайское правительство и устроило на минувших выходных серию срочных совещаний. В итоге власти временно запретили новые IPO, а Народный банк Китая объявил о готовности поддерживать ликвидность коротких сделок на основе "безлимитного" объема кредитных средств.

Параллельно совещались 25 руководителей крупнейших инвестфондов КНР, которые выразили готовность принять меры по стабилизации рынка. Для поддержки рынка они решили создать фонд объемом 120 млрд юаней. Ещё 28 компаний "добровольно" приостановили процедуру размещения акций.

Все эти действия направлены на возвращение доверия инвесторов к фондовому рынку. Но ситуация осложняется тем, что 80% торговли на рынках КНР осуществляют непрофессиональные игроки. Среди китайцев довольно много азартных людей. В ситуации, когда игры на деньги запрещены, многие участвовали в торговле на бирже – обычные работяги, домохозяйки и бабки на лавочках у подъезда. Поэтому говорить о "возвращении доверия инвесторов" сложно: они будут избавляться от всего что только можно при первых признаках обесценивания бумаг. Если же эти люди понесут серьёзные потери, то возможна дестабилизация социальной обстановки, полагают некоторые представители бизнеса.

Китайским фондовым рынкам предстоит ещё как минимум одна неделя турбулентности, пишет The Financial Times. Но пока колебания на фондовом рынке не отразились на реальной экономике и не вызывают страха у потребителей и производителей.

Гонконгские эксперты реагируют на обвал на китайских биржах со смесью безразличия и ехидного возбуждения. Это связано с тем, что власти пытаются контролировать фондовый рынок, но ничего не получается. Они полагают, что если паники избежать не удастся, то это станет ударом по политике премьера Ли Кэцяна. Это первый госруководитель КНР с докторской степенью по экономике, и именно после его прихода к власти в 2013 году (в команде с Си Цзиньпином) фондовый рынок стал играть более значительную роль в жизни страны.

"Обвал на рынке может нанести удар по планам правительства превратить фондовый рынок в источник финансирования предприятий. Худшее еще впереди!" – разжигает слухи руководитель одного из инвестфондов Ван Фэн. Когда правительство потребовало, чтобы госфонды скупали акции и снизили транзакции на совершение сделок, вот тут-то и началась настоящая паника, полагает он.

Гонконгцам их злорадство тоже аукнулось: индекс Hang Seng на фоне новостей из Китая сегодня просел на 3%.

В понедельник торги на фондовых рынках КНР стартовали со скачка на +7%, однако затем рынок вновь откатился. В итоге день на шанхайской бирже закончился всё же в плюсе (+2,4%).


Гонконгский обозреватель рынков Джордж Чэнь пишет: "Да ладно вам, это больше ваще никакой не фондовый рынок! Он полностью управляется правительством! Вам так не кажется? А в чем прикол ваще? Откуда вот эта вот "уверенность инвесторов" взялась?!"

Правительство не очень обращает внимание на всяких там крикунов. "После дождя всегда бывает радуга," – говорится в сообщении "Жэньминь жибао". О том, есть ли на радуге Единорог, не сообщается.

Но радуга, говорят, не настоящая! Экономический журнал "Цайцзин" сообщает, что пенсионный фонд Китая, например, приказал всем своим фондовым менеджерам "ни при каких условиях не продавать ни одной акции". Именно на это обращают внимание гонконгцы – мол, это не единичный случай (как мы уже знаем, 28 компаний перестали размещать акции) и вообще почти плановая экономика.

 

Многие начали сравнивать происходящее в Китая с кризисом доткомов в 2000 году. Общий момент двух кризисов – падение после раздувания пузыря, когда компании сначала накачивают рынок инвестициями, а потом, когда он лопается, начинаются интенсивные колебания, вызванные и страхом, и надеждой.


В общем, настроение у всех в китайском интернете не очень. Даже котиков смотреть некогда.

Интересно, что случится в России, если в дружественном Китае всё рухнет. Кстати, 1998-й год в России был в том числе спровоцирован обвалом на тайской бирже. А тут – целый Китай.