Сегодня Госдума примет во втором чтении масштабный законопроект, упрощающий механизм передачи полномочий от федеральных органов власти региональным. Это будет делаться решением правительства или президента России. Поправки вносятся практически во все существующие кодексы, включая КоАП, Земельный, Трудовой и Водный. В Белом доме поясняют, что данный законопроект нужен для оперативного «принятия соответствующих управленческих решений». На практике же это означает, что Москва и остальные субъекты федерации получат возможность самостоятельно рассматривать дела, налагать штрафы на водителей и граждан без участия ГИБДД и полиции.
Правительственный законопроект, рассматриваемый сегодня Госдумой, вносит изменения в закон «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ», а также практически во все существующие кодексы и другие законы.
Главное новшество документа, объясняют в Белом доме,— это норма, разрешающая передавать полномочия от федеральных органов власти региональным решением правительства РФ или президента. До сих пор это делалось исключительно законом. «В условиях длительности законодательной процедуры наделение президента и правительства полномочиями по делегированию полномочий федеральных органов исполнительной власти позволит оперативно принимать соответствующие управленческие решения»,— объясняют в правительстве.
Ко второму чтению законопроект был расширен: появилась возможность передавать полномочия регионам для контроля нарушений в рамках КоАП. Для этого так же необходимо сначала получить разрешение правительства или президента, а затем заключить соглашение между МВД и регионом.
«С одной стороны, в определенных случаях передавать полномочия регионам действительно нужно,— пояснил “Ъ” зампред фракции ЛДПР в Госдуме Ярослав Нилов.— Но меня очень смущает вот эта новая поправка, которая появилась ко второму чтению по поводу КоАП. Это значит, что любой регион может сказать: пусть ГИБДД только машины регистрирует, а мы сами сделаем собственную дорожную полицию и будем штрафовать всех нарушителей. Аналогичные структуры могут появиться и по контролю, к примеру, антимонопольного законодательства. Мы такую поправку по нарушителям правил парковки уже пропустили — опыт вышел, надо сказать, отрицательный».
Напомним, в 2013 году Москва пролоббировала поправки в кодекс, согласно которым нарушителей правил парковки, чьи машины припаркованы под знаками, выявляют и штрафуют инспекторы Московской административной дорожной инспекции (МАДИ), а не ГИБДД. В 2014 году Генпрокуратура провела проверку деятельности МАДИ, которая показала, что инспекция вынесла более 600 тыс. постановлений на сумму около 1,8 млрд руб. с нарушениями (“Ъ” сообщал об этом 25 февраля). Тем не менее правительство подготовило и внесло в парламент законопроект о дальнейшей передаче полномочий Москве по контролю не только за нарушителями правил парковки, но и еще за 38 видами нарушений ПДД, если их зафиксировала камера. Выносить штрафные постановления также будет МАДИ, что вызывает озабоченность у многих экспертов, в том числе у ГИБДД.
В начале года глава ГИБДД Виктор Нилов в интервью “Ъ” предложил сначала «отладить механизм, довести контроль до такого уровня, когда не будет ни у населения жалоб, ни у контролирующих органов замечаний», после чего уже передавать остальные полномочий. Кроме того, как сообщал ранее “Ъ”, заместитель главы МВД Виктор Кирьянов также направил письмо в Белый дом, в котором назвал идею передать полномочия «несвоевременной», а дальнейшее обсуждение этой темы предложил вести только по итогам анализа работы МАДИ в 2015 году. Законопроект, по информации “Ъ”, также не поддержал Институт законодательства и сравнительного правоведения при правительстве РФ. Кроме того, как ранее сообщал “Ъ”, изначальная необходимость передавать полномочия по контролю за нарушителями уже отпала, ведь изначально в мэрии это объясняли тем, что ГИБДД не справляется с потоком штрафов, но по факту уже с октября 2014 года 100% всех снимков с камер обрабатываются.
Документ, который принимает Госдума сегодня,— это расширенный вариант законопроекта о нарушениях ПДД, причем, вероятнее всего, принят он будет быстрее. В текущих редакциях разных кодексов (Водного, Земельного, Трудового и т. д.), как правило, отдельными главами разделены полномочия между регионами и федералами. В соответствии с законопроектом теперь в них появятся новые главы, разрешающие делегировать полномочия по контролю, к примеру, всех статьей КоАП регионам (не только «водительской» 12-й главы, как это планировалось ранее, и не только по нарушениям, зафиксированным камерой). Сам процесс делегирования полномочий также упрощается. К примеру, если до сих пор федеральный орган власти должен был согласовать кандидатуры руководителей региональных органов власти, которым будут переданы полномочия (например, той же столичной МАДИ), то теперь такое согласование не потребуется. По мнению господина Нилова, «чрезмерное наделение регионов полномочиями может привести к сепаратизму».