Следственный комитет в четверг возбудил уголовное дело в связи с депортацией корреспондента Первого канала из Киева. Александра Черепнина была задержана и отправлена в Москву Службой безопасности Украины в среду, 1 июля. Теперь ей запрещен въезд в Украину в течение трех лет. СБУ инкриминирует Черепниной фальсификацию новостного сюжета об «украинском патриотизме», который был показан в программе «Время» 24 июня. В сюжете шла речь о размещенном в интернете ролике, где маленькая девочка кричит: «Я буду резать русню!» В СБУ считают, что это постановка, снятая самой журналисткой. А в Следственном комитете России уверены, что действия СБУ — это незаконное лишение свободы и воспрепятствование профессиональной деятельности журналиста.
Мы приветствуем такое оперативное беспокойство Следственного комитета о соблюдении прав наших коллег, однако хотели бы напомнить СК о другом похожем случае.
16 июня 2015 года на территории Донецкой области был задержан, незаконно лишен свободы, избит и выдворен в Россию спецкор «Новой» Павел Каныгин. Кроме того, представители «ДНР» заставили его пройти медицинское освидетельствование и ложно обвинили в употреблении наркотиков. Впоследствии это было опровергнуто профессиональными медицинскими исследованиями в Москве.
26 июня «Новая» отправила заявление в Следственный комитет с просьбой возбудить уголовное дело. Мы полагаем, что в отношении Каныгина был совершен ряд преступлений. Не только незаконное лишение свободы и воспрепятствование деятельности журналиста, как в случае с корреспондентом Первого канала. Но еще и умышленное причинение легкого вреда здоровью с применением оружия; побои; клевета с использованием служебного положения и, наконец, превышение должностных полномочий, сопряженное с применением насилия, оружия и спецсредств.
Прошла неделя. От Следственного комитета — ни ответа, ни привета. Или в ведомстве предпочитают делить журналистов на «правильных» и «неправильных», а преступников — на своих и чужих?