В отношении кубанской активистки Дарьи Полюдовой на днях было возбуждено новое уголовное дело по 319-й статье Уголовного кодекса России "Публичное оскорбление представителя власти". Сначала Полюдова предположила, что таковыми следователи посчитали размещенную на ее странице в социальной сети "ВКонтакте" нецензурную песню о Путине, которую исполняли украинские футбольные болельщики. Однако 29 июня во время допроса активистки выяснилось, что претензии у следователей возникли по другому поводу.
Дарья Полюдова – 26-летняя гражданская активистка, одна из организаторов несогласованного с властями Краснодара прошлогоднего "Марша за федерализацию Кубани" – уже является фигуранткой одного уголовного дела. Ее обвиняют по статьям "Призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации" и "Призывы к осуществлению экстремистской деятельности" за посты в социальной сети "ВКонтакте". В рамках этого дела Полюдова пробыла полгода в СИЗО, в феврале ее освободили под подписку о невыезде. Вину свою она отрицает. В середине июня активистку также арестовывали на 10 суток за две записи в социальных сетях, которые следователи истолковали как нарушение статьи 20.3 КОАП – "Публичное демонстрирование нацистской символики". За каждый из эпизодов Дарья Полюдова, задержанная во время собеседования на работу, получила по пять суток административного ареста.
В интервью Радио Свобода Дарья Полюдова не исключила, что ее могут вновь привлечь к административной ответственности, и рассказала подробности о новом уголовном деле:
– Оказывается, возбудили дело не из-за песни про Путина. Я так подумала, потому что при разговоре со следователем я сказала, что песню делала не я, а он промолчал в ответ, ничего не возразил. Дело возбудили из-за другой записи. Примерно в августе 2014 года у меня был был перепост записи "ВКонтакте" – там нет даже даты, это было в старом аккаунте, который заблокирован Роскомнадзором. Запись размещала не я, я сделала только перепост. В посте нецензурно выражались по отношению к президенту Путину, писали, что он уже "достал" своими олигархами, и предлагали ставить лайк, если кто хочет куда-то послать Путина. Но писала это не я, меня просто попросили это перепостить, я и перепостила.
На данный момент дело возбуждено отделом дознания, но оно еще не пришло в ФСБ. Скорее всего, его будут объединять с тем делом, которое у меня уже есть. Возможно, и откажут. Но мы не видели постановления о возбуждении уголовного дела. Меня допрашивали, но я отказалась от дачи показаний по 51-й статье Конституции. Кроме этого, опер Котенко брал объяснения. Они до сих пор следят уже за моей новой страницей "ВКонтакте". 11 июня у меня было административное дело по факту размещения 26 и 28 апреля картинки "Рашизм", которая вызывала ассоциации с тем, что у нас в стране фашизм. Там в кругу была нарисована свастика, но это не является пропагандой нацистской символики. До 11 июня я публиковала еще несколько картинок "Рашизм", они нашли еще одну 3 и 4 июня. Опять по этому факту у меня брали объяснения, но я отказалась отвечать на вопросы по 51-й статье. Затем еще брали объяснение за перепост видео "Это, детка, рашизм, православный фашизм": спрашивали, размещала ли я его или нет, моя ли это страница или нет. Я опять отказалась отвечать. Скорее всего, по данным постам будут составлены протоколы об административных правонарушениях и меня посадят. Скорее всего, это будет 20.3 (“Публичное демонстрирование нацистской символики”) за картинку "Рашизм", а за видео – 20.29 ("Распространение экстремистских материалов"). По обеим “административкам" мне светит по 15 суток.
– Как вы считаете, из-за чего нарастает количество дел в вашем отношении? Это целенаправленное давление?
– Я тоже не могу сказать, почему на меня такое давление. Скорее всего, разговор идет о том, что я приехала из Москвы, а в регионах московских активистов, тех, кто был на Болотной, жестко прессуют. Хотя я считаю, что это совсем уже перебор – постоянно за мной следить. Я хотела у следователя отпроситься, съездить на море – вдруг посадят, дадут реальный срок, – он не разрешил. Однако все-таки разрешил мне работать в Славянске-на-Кубани – тут 15 минут ехать от станицы Полтавская. Там хотя бы может быть какая-то работа.
– Насколько я понимаю, у вас возникли трудности с работой из-за этих дел. Расскажите, с какими сложностями вы столкнулись?
– Сначала было все нормально. Я устроилась работать юристом в больницу, потому, когда меня посадили на 10 суток, начальник юротдела был не против, чтобы я работала, но в газете "Голос правды" появилась публикация о том, как же они могут держать на работе оппозиционерку, которая полгода сидела в СИЗО. Тут эту газету читают все сельчане, и, естественно, неприятно было главврачу читать такое о своей организации. Естественно, меня поэтому уволили. Более того, туда приходит эфэсбэшник Чиченков. Когда мне дали 10 суток, он почему-то забирал мои личные письма, читал их, говорил, что мне будет очень тяжело жить и что я, скорее всего, буду не жить, а выживать. Так он, скорее всего, и сделал.
Потом, когда я хотела устроиться на другую работу – в местное отделение "Консультант Плюс", девушка в отделе кадров сказала, что мое заявление будет принято и подписано директором. Вечером я написала заявление о приеме на работу, а утром она сказала, что у них, оказывается, нет денежных средств меня содержать. Потом опер из уголовного розыска сказал моим родителям из-за чего так получается: они все выясняют из-за маячка в телефоне, узнают, куда я хочу устроиться на работу. Скорее всего, я их чем-то достала, и они просто не дают мне нормально жить. Опер из уголовного розыска ходил в центр занятости и узнавал, какими вакансиями я интересовалась. Зачем он это делал, я не понимаю. Им же будет лучше, если я буду работать, а не чем-то заниматься. Сейчас они разрешили работать в Славянске-на-Кубани (у нас тут сельское поселение, работу найти тяжело), однако опять меня на сутки посадят, и какая тут будет работа?!
– А в рамках нового дела вам будут избирать какую-то меру пресечения?
– Они не могут просить арест, потому что по 319-й статье наказание – штраф или исправительные работы, то есть оно не связано с лишением свободы.
– Хочу спросить о вашем дальнейшем настрое. Несмотря на нарастающие в вашем отношении дела, вы будете продолжать вести оппозиционную деятельность, продолжать что-то постить и делать перепосты в социальных сетях?
– Да, конечно, я не собираюсь сдаваться. Я не буду уезжать из страны, потому что у нас и так много оппозиционеров уехало, и не осталось движущей силы протеста. Тем не менее я знаю, что они будут продолжать за мной следить и опять что-то найдут. Даже если я не буду заниматься оппозиционной деятельностью, они могут найти что-то старое и опять возбудить дело. Я сдаваться не собираюсь.
По обвинениям по новому делу Дарье Полюдовой грозит штраф или же обязательные работы. По так называемому делу "О федерализации Кубани" активистке грозит до 5 лет лишения свободы. Помимо Дарьи Полюдовой, фигурантами этого дела "О федерализации" стали еще четыре активиста: Сергей Титаренко, который сейчас находится в СИЗО, Петр Любченков и Вячеслав Мартынов, которые бежали на Украину, и Андрей Чернышев, о судьбе которого ничего не известно.
Ранее "Союз солидарности с политзаключенным" внес Дарью Полюдову в список политических заключенных на основании того, что уголовное преследование краснодарских активистов нарушило закрепленные в Конституции права на проведение "ненасильственной массовой акции регионалистской направленности" и на "публичное высказывание своего мнения по актуальным вопросам российской и международной политики". Правозащитный центр "Мемориал" также внес Дарью Полюдову в список политзаключенных.