Работа Светланы Шеиной была единодушно оценена экзаменационной комиссией на «отлично».

25 июня на факультете журналистики ВГУ проходила защита необычной дипломной работы, подготовленной студенткой кафедры рекламы и связи с общественностью Светланой Шеиной. Необычна она не только обозначенной темой («Проблемы заказной журналистики на примере воронежских СМИ»), но и тем, что в настоящее время воронежский УФАС изучает материалы по 13 фактам, описанных в этой работе. Управление рассматривает вопрос о возбуждении десяти дел в отношении агентства бизнес-информации «Абирег» по текстам, носящим признаки рекламы (касающихся УГМК и финансовых организаций, в том числе Сбербанка РФ), и три в отношении телевизионных компаний, в числе которых ВГТРК и «ТНТ-Губерния».
 

Практическая часть работы Светланы Шеиной состоит из двух частей. Студентка проанализировала материалы дел, возбуждённых УФАС по Воронежской области в период с 2012 по 2015 годы, а также материалы сайта «Абирег». Любопытно, что мониторинг агентства бизнес-информации Светлана Шеина вела с октября 2014 года по апрель 2015 года, и за это время ею были просмотрены 2 375 (!) материалов издания. Студентка обнаружила 29 текстов, содержащих явные признаки рекламы, но опубликованные без соответствующей пометки. 13 из них (то есть почти половина) заинтересовали воронежское управление ФАС.

По словам студентки, издание «Абирег» было выбрано в качестве анализируемого СМИ по двум причинам. Во-первых, оно, согласно рейтингу компании «Медиалогия» за второй квартал 2014 года, занимает второе место по цитируемости и является одним из самых популярных СМИ Воронежской области. Во-вторых, Светлана Шеина руководствовалась количеством материалов о нарушении Закона о рекламе, поступивших в воронежский УФАС в отношении «Абирега» от физических и юридических лиц.

— Все рассматриваемые материалы содержали те или иные признаки рекламы, — рассказала на защите Светлана Шеина. —  Однако 8 из 10 представителей СМИ в данных ими объяснениях факт нарушения не признали, аргументируя это тем, что рассматриваемый материал представляет собой сугубо информационный текст или сюжет.
Кроме этого, как отметила студентка, материалы СМИ, которые изначально планировались к публикации как рекламные, содержали явные признаки журналистских жанров. А анализ сайта «Абирега», кроме всего прочего, показал, что, кроме рекламной информации, издание включало в свои материалы элементы пиар-текста.

— Таким образом, мы наблюдаем диффузию жанров, — подытожила студентка. — Это приводит к негативным последствиям. В первую очередь к тому, что аудиторию намерено вводят в заблуждение. Недобросовестные журналисты, действуя в интересах заказчика и пытаясь избежать возможных претензий со стороны УФАС, строят рекламные материалы таким образом, что они становятся похожи на журналистские. Так, в одном материале мы можем увидеть и значок «Новости 24», и пометку «На правах рекламы».
К удивлению Светланы Шеиной, на защиту её дипломной работы пришёл, несмотря на занятость, главный руководитель агентства бизнес-информации «Абирег» Дмитрий Орищенко. Внимательно выслушав выступление студентки, он задал ей вопрос:

— Скажите, пожалуйста, работая над исследованием, у вас не сложилось впечатления, что Закон о рекламе слишком жёсткий?

— Нет. Насколько я знаю, это один из самых эффективных законов. Такие же претензии нарушитель, если его что-то не устраивает, может предъявить к любому другому закону,
После защиты портал 36on.ru пообщался с Дмитрием Орищенко и Светланой Шеиной.



Дмитрий Орищенко: «Столько административных дел — “приятный” сюрприз»

— Дмитрий, как вам выступление Светланы?
— Выступление интересное, но, конечно же, хотелось бы посмотреть саму работу. Приятно, что выбрали «Абирег» как популярное издание, но неприятно, что направление исследования — нарушения Закона о рекламе.

Сейчас этот закон настолько жёсткий, что любая экономическая информация о каком-либо предприятии может считаться рекламной. Слава богу, надзирающие органы достаточно адекватно подходят к ситуации и разделяют рекламные и нерекламные материалы с точки зрения здравого смысла.
— Светлана предложила чётко классифицировать журналистские и рекламные тексты и выделять их так, чтобы это было понятно аудитории.
— Это всегда так. Все рекламные материалы содержат пометку «На правах рекламы».
— Вы ожидали, что будет такое количество возбуждённых дел?
— А что, все 13 — это наши? Я не в курсе. Если это наши дела, то это “приятный” сюрприз. Но я очень надеюсь, что это не так. Если что, мы за каждую публикацию готовы отвечать.
— Как вы считаете, может, после такого глубокого изучения сайта «Абирега» стоит взять эту студентку на работу?
— Такая мысль была, но надо побеседовать ещё. Выступления на защите недостаточно для принятия такого решения.

 

Светлана Шеина: «Такого результата я не ожидала»

— Света, как вам пришла идея такого диплома?
— Тему мне подсказал мой научный руководитель (Виталий Попов, кандидат экономических наук, доцент факультета журналистики ВГУ, замруководителя УФАС по Воронежской области, — прим. Авт).
— Вы ожидали, что УФАС будет рассматривать материалы по 13 эпизодам из вашей работы?
— Цели возбудить какие-то дела в отношении «Абирега» у меня не было. Я делала свою выпускную работу. Таких результатов я действительно не ожидала. И то, что ко мне на защиту придёт главный редактор «Абирега», я, конечно, тоже не могла ожидать. Я рада, что, занимаясь этим исследованием, делала что-то полезное и важное для общества.
— Вы уже думали, где будете работать? Может, в «Абиреге»?
— Пожалуй, нет (улыбается, — прим. Авт). Мне бы хотелось работать в пресс-службе.
— Вам уже поступали конкретные предложения?
— Да, но в силу разных причин я не смогла на них откликнуться.
— Вы понимаете, что работа в пресс-службе — это обратная сторона баррикады?
— Разве?
— Сотрудник пресс-службы должен всеми правдами и неправдами протолкнуть в СМИ информацию о своей компании.
— Смотря какая это пресс-служба. Я проходила практику в городской Службе спасения. Ничего такого там нет.
— А если это государственное учреждение?
— Я бы хотела работать в частной компании, где бы от меня не требовали заказных материалов.
— Вы рассчитывали, что за вашу работу вам поставят оценку «отлично»?
— Да, у меня красный диплом.