Перелом руки и множество телесных повреждений, полученных после встречи с сотрудниками ГИБДД, по мнению марийского следствия, не являются событием преступления. Именно об этом говорится в постановлении о прекращении уголовного дела в отношении двух сотрудников ГИБДД по факту применения ими незаконного насилия в отношении жителя Республики Марий Эл Валентина Александрова, полученное вчера юристами представительства Комитета против пыток в Республике Марий Эл.
Напомним, 26 февраля 2013 года в представительство МРОО «Комитет против пыток» в Республике Марий Эл за юридической помощью обратился житель поселка Морки Валентин Александров, по словам которого, сотрудники республиканского ДПС ГИБДД при задержании избили его и сломали руку.
Как рассказал Валентин правозащитникам, 17 сентября 2012 года он должен был ехать в командировку в город Арзамас (Нижегородская область) для участия в конкурсе профессионального мастерства на название «Лучший водитель пожарного автомобиля». Рано утром этого же дня Валентин на своем личном автомобиле выехал из дома, чтобы доехать до работы и взять удостоверение на право управления пожарным автомобилем. Когда он проезжал мимо здания торгового центра «Лилия», сотрудник ДПС знаком потребовал от него остановиться. Вспомнив, что водительское удостоверение осталось дома, Валентин решил не лучшим образом спасти положение – не остановился и поехал домой за документами.
Заехав во двор дома, Валентин направился за ними, в то же время подоспел и полицейский «УАЗик», из которого выбежали двое сотрудников и настигли забывчивого водителя уже в сенях.
Как рассказывает Валентин, там один из ДПСников схватил его за правую руку, а второй сотрудник ударил по лицу. Дальнейшее избиение продолжилось, когда Валентин упал. В довершение экзекуции полицейские силой выкрутили ему руки и надели наручники, после чего заботливо отвезли в Моркинскую ЦРБ. Там дежурным врачом был составлен акт медицинского освидетельствования, который показал, что Валентин был трезв. На следующий день на основании первичного осмотра судмедэксперты зафиксировали у Валентина закрытый перелом левой локтевой кости слева с незначительным смещением (относящийся к повреждениям, причинившим средней тяжести вред здоровью), а также наличие кровоподтеков на локтях, плечах, грудной клетке, ссадин на голенях, правом предплечье и локте.
По факту применения насилия сотрудниками ДПС старшим следователем СУ СК РФ по РМЭ В.В. Петуховым проводилась проверка, по результатам которой он четыре раза незаконно отказывал в возбуждении уголовного дела, вынося постановления об отказе в возбуждении уголовного дела. Все незаконные решения следователя обжаловались юристами Комитета против пыток, которые представляют интересы Валентина Александрова.
Правозащитники обжаловали последнее «отказное» постановление следователя в Йошкар-олинский городской суд. Однако еще до вынесения судом решения прокурор Республики Марий Эл Сергей Рюмшин отреагировал на обращение юриста Комитета против пыток Дмитрия Яликова и внес требование в адрес руководителя СУ СК РФ по Республике Марий Эл о возбуждении уголовного дела.
В итоге 11 ноября 2014 года Звениговским МСО СУ СК по Марий Эл было возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного п. «а» ч. 3 ст. 286 УК РФ (превышение должностных полномочий с применением насилия). Контроль за расследованием этого дела был взят прокуратурой Республики Марий Эл на особый контроль.
Однако это не помешало следователю Звениговского межрайонного следственного отдела Оксане Романовской 12 мая этого года прекратить это уголовное дело за отсутствием события преступления. Одна из формулировок постановления гласит: «Телесное повреждение потерпевшего Александрова В.В. в виде перелома локтевой кости образовано в результате действий самого же потерпевшего Александрова В.В., в ходе его активного сопротивления законным действиям сотрудников полиции».
«Из текста постановления о прекращении уголовного дела следует, что орган следствия согласился с позицией сотрудников ГИБДД, которые утверждают об активном сопротивлении Валентина Александрова. В свою очередь, и Валентин, и его супруга говорят, что ничего подобного не было. Кроме слов самих стражей порядка, нет ни одного доказательства оказания сопротивления, например, зафиксированные телесные повреждения у сотрудников ГИБДД, порванная форма или показания свидетелей. Наоборот, версия потерпевшего подтверждается медицинскими документами, заключениями экспертиз, показаниями свидетелей. Также непонятно, почему Александров тогда не был привлечен к ответственности за оказание сопротивления полицейским, на которое ссылаются сами стражи порядка? Складывается впечатление, что следователь 6 месяцев, расследуя дело, направлял ход следствия только в защиту сотрудников ГИБДД, которых потерпевший обвиняет в совершении преступления, – считает руководитель представительства МРОО «Комитет против пыток» в Республике Марий Эл Дмитрий Яликов. – Конечно, мы будем обжаловать прекращение уголовного дела, но для начала необходимо дождаться решения республиканской прокуратуры, которая даст свою правовую оценку этому постановлению следователя, и, надеюсь, отменит его как незаконное».