В Волгограде ликвидируется очередное крупное предприятие – тракторный завод. Производственные мощности будут вывезены в другой город, а площади, занимаемые сегодня цехами завода, отдадут под жилищную застройку.
О том, что ООО «Волгоградская машиностроительная компания "ВгТЗ"» фактически отдается банку ВЭБ за долги, заявил гендиректор концерна «Тракторные заводы» Михаил Болотин. Цена этого актива оценивается в четыре миллиарда рублей. По его словам, которые цитирует федеральная пресса, процесс перемещения производственных мощностей ВгТЗ займет около двух лет. В успехе возможной застройки освобождаемой территории господин Болотин не сомневается, подчеркнув, что место для строительства очень хорошее. Он также отметил, что в настоящий момент концерн «Тракторные заводы» ведет переговоры с рядом девелоперских компаний.
Экс-вице-губернатор и бывший председатель совета директоров Волгоградского тракторного завода Владимир Кабанов назвал эту новость ударом «под дых» для всех волгоградцев. Он заявил, что склонен возлагать ответственность за гибель предприятия на федеральный центр, обвинив Москву в безразличии к Волгограду.
«Превращение ВгТЗ в убыточный актив произошло во многом из-за того, что производимые предприятием гусеничные пахотные трактора не выдерживают конкуренции с колесниками, которые, в отличие от гусеничных, могут использоваться круглогодично, и спектр их применения не ограничивается одной только пахотой, – отметил господин Кабанов. – Что же касается военного производства, то мы вполне могли рассчитывать на то, что новые разработки в этой области, вроде противотанковой самоходной пушки «Спрут», бронетранспортера «Ракушки» и так далее, которые начинались и велись здесь, останутся производиться у нас в Волгограде. Однако сейчас, как я понимаю, военное производство переносится в Курган.
Я думаю, что отношение федерального центра к нашему городу должно быть совершенно иным. Вплоть до 80-х годов прошлого века громкие слова об особой роли Волгограда подкреплялись наличием лучшего транспорта и определенным снабжением. И все это делало правительство СССР. Сегодня жизнь немного другая, но разве можно на Сталинграде ставить крест? Посмотрите, что творится с городом. Посмотрите на наши дороги. Закрыт «Химпром», северный район города превращается в крупный рынок, больше серьезных производств там не осталось. Дзержинский район: завод буровой техники, заводы «Ахтуба» и «Аврора» – они тоже превращаются непонятно во что. Закрытие крупных производств становится для Волгограда плохой традицией».
Экс-депутат Волгоградской областной думы Олег Болотин в свою очередь убежден, что потерю очередного завода должны записать себе в «актив» региональные власти.
«При той экономической политике, которую проводит администрация области, уничтожение промышленных предприятий входит в систему, – считает он. – Если оценивать заслуги региональной власти, то один Максюта предпринимал попытки, и довольно удачные, сохранения своего родного завода – судоверфи, однако, на мой взгляд, этим его действия по защите промышленности и ограничились. Если говорить о его преемниках, то политика Бровко и особенно Боженова никоим образом не способствовала сохранению промышленности. Тот же тракторный завод не попал ни в одну федеральную программу.
Нынешний губернатор, на мой взгляд, не отличается в этом вопросе от своих предшественников. Поэтому судьба тракторного завода во многом представляется закономерной.
Винить федеральный центр я бы не стал, потому что регионы, несмотря на общую политику правительства России, развиваются по-разному. Где-то промышленность сохраняется и развивается, а где-то, в таких регионах, как наш, уничтожается. «Химпром», я считаю, был разворован и добит с молчаливого согласия губернатора. Политика концерна «Тракторные заводы» в отношении ВгТЗ, на мой взгляд, проводилась в духе либеральных хозяев: высосать и выбросить, а потом выгодно воспользоваться освобожденной землей. Как бы то ни было, на совести нового посланника Кремля, я считаю, уже два уничтоженных завода. Не слишком ли резвое начало?»
Точку зрения о недостаточности усилий областных властей по спасению волгоградских предприятий разделяет и заместитель председателя комитета по бюджету и налогам Волгоградской областной думы Владимир Попов.
«Если из Волгограда уходит серьезная промышленность, значит, «неладно что-то в Датском королевстве», – отмечает господин Попов. – «Химпром», гипсовый, тракторный, на очереди завод буровой техники. Складывается впечатление, что областные власти не только не справляются с задачей привлечения инвесторов, но и оказываются не в силе сохранить даже тех, что были. Инвесторы предпочитают идти туда, где им наиболее комфортно, где им предлагают лучшие условия. То есть в данном случае не в Волгоград, а из Волгограда. И тревожит не только то, что вырисовывается негативная тенденция в плане закрытия все новых и новых предприятий, но и принципиальное нежелание власти обсуждать что бы то ни было. Приемов губернатор не ведет, с депутатами, я так понимаю, тоже не встречается. А область продолжает тем временем погружаться в трясину».