В отношении главы департамента природопользования Москвы Антона Кульбачевского ведётся доследственная проверка в связи с превышением полномочий и возможными коррупционными действиями. Об этом «Йоду» сообщил источник, знакомый с ситуацией.
По словам источника, глава департамента незаконно зачёл налоговые средства, полученные от Московского нефтеперерабатывающего завода, в качестве расходов на благоустройство города. Речь идёт почти о 1,4 млрд. рублей, изначально уплаченных Московским НПЗ в федеральный, городской и муниципальный бюджеты в качестве платы за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС). Средства, поступившие в бюджет Москвы и в бюджет муниципального округа Капотня, решением главы департамента природопользования Кульбачевского были возвращены заводу.
Другую часть денег, которая ушла в федеральный бюджет, МНПЗ тоже попытался вернуть. Для этого, по словам источника, завод обратился в министерство финансов России, чтобы аналогичным образом потребовать часть денег «в зачёт расходов на благоустройство города». Министерство финансов в возврате средств отказало. На этом этапе и началась доследственная проверка Следственного комитета в отношении действий Кульбачевского. Кроме того, ФСБ провела оперативные мероприятия, подтверждающие нарушения, утверждает источник.
В распоряжении редакции «Йода» имеется письмо, в котором департамент Росприроднадзора по ЦФО жалуется врио руководителя Росприроднадзора Амирхану Амирханову на то, что средства были возвращены заводу незаконным образом. Департамент Росприроднадзора по ЦФО потребовал от департамента Кульбачевского представить документы, обосновывающие решение о возврате денежных средств МНПЗ.
Как сказано в документе, в Управление Федерального казначейства Москвы поступили деньги в размере 1 млрд 391 млн 997 тыс. рублей в качестве платы за НВОС при размещении отходов. «Из них департаментом природопользования и охраны окружающей среды Москвы с начала 2015 года был возвращён 1 млрд. 392 млн 095 тыс. рублей открытому акционерному обществу „Газпромнефть-МНПЗ“ как переплата в счёт выполненных Обществом природоохранных мероприятий», — говорится в письме.
По сообщениям источника, узнав о проверке ФСБ и СК, глава департамента природопользования Москвы Антон Кульбачевский обратился к мэру Москвы Сергею Собянину с просьбой подписать документ, дающий разрешение на возврат средств. Источник считает, что такой документ был подписан в обход правового управления мэрии Москвы, тем самым легитимизировав действия Кульбачевского.
«По сути, глава департамента природопользования подставил мэра», — утверждает другой источник, близкий к мэрии Москвы.
По словам человека из аппарата мэрии, как только муниципальные депутаты Капотни узнали о решении по возврату средств из муниципального бюджета, они возмутились и обратились к заместителю мэра Анастасии Раковой за разъяснениями. На это она им ответила, что в мэрии знают о ситуации, и уверила, что всё в порядке.
Пресс-служба мэрии Москвы переадресовала запрос «Йода» в департамент природопользования.
В пресс-службе компании «Газпромнефть», дочкой которой является МНПЗ, «Йоду» сообщили, что знают о ситуации с возвратом средств заводу. «Да, в принципе, насколько я понимаю, ситуация такая прорабатывалась, но насколько она решена, пока у нас данных нет. Она исходит из документа Росприроднадзора, который предлагал и предлагает штрафные санкции и выплаты за вред окружающей среде заменять тем, чтобы предприятие это за свой счёт ликвидировало», — сказал «Йоду» руководитель управления по взаимодействию со СМИ «Газпромнефти» Сергей Смирнов.
В то же время, ни о каких проверках в компании не слышали. «Подтверждения этим слухам нет. Я связывался с департаментом (природопользования — ред.). По поводу проверок мы с Хитровой (Анной, пресс-секретарём департамента природопользования — ред.) говорили. Она говорит, что ни ей, ни Антону Олеговичу (Кульбачевскому — руководителю департамента — ред.) ни о каких проверках ничего не известно. Мы, со своей стороны, юридическую службу завода запросили узнать, что там происходит по этому поводу. Пока ничего конкретного сказать не можем», — пояснил Смирнов.
На момент написания заметки оперативно связаться с пресс-службой департамента природопользования не удалось. Сам Антон Кульбачевский отказался комментировать «Йоду» ситуацию.
Как сообщил «Йоду» муниципальный депутат Капотни Валерий Солянин, средства, поступившие в бюджет района, должны были пойти на его экологическое развитие.
«Изначально Кульбачевский не имел права принимать такие решения, подписывать что-то. Получается, все деньги, которые нам грязью на голову выкинули, мы их даже потратить не можем», — сказал Солянин. Он подтвердил факт возврата и удержания денег, но о том, что дело вышло на федеральный уровень и им занялись правоохранительные органы, муниципальный депутат не знал. В связи с этим он планирует направить запрос в Генпрокуратуру.
Сегодня, 27 мая с запросом в Генпрокуратуру, Росприроднадзор и в министерство природных ресурсов и экологии обратится организация «Гринпис», сообщил «Йоду» директор по программам «Гринпис» России Иван Блоков.
«Сегодня обращаемся с вопросом о том, что произошло с платежами за отходы МНПЗ. Потому что сначала завод отправил деньги в качестве платы за выбросы отходов, потом получил их назад. Это настолько необычная история, когда деньги выплачиваются назад. Тем более, что 20% этих денег должны были идти в федеральный бюджет, и если верить той информации, которая сейчас стала известна, то эти деньги зачитываются за выполнение природноохранных мероприятий. Тем более что функции по выполнению этих мероприятий возложены на московский департамент природопользования. Учитывая, что это уже не первая ситуация в России, когда предприятия пытаются избежать платежей, наши сомнения обоснованы», — сказал Блоков.
Московский нефтеперерабатывающий завод неоднократно штрафовали за выбросы вредных веществ, но 12 мая арбитражный суд признал выбросы сероводорода на заводе законными и отменил штраф в 250 тыс. рублей. Экологи считают, что судебное решение фактически даёт право НПЗ загрязнять атмосферу столицы.
Претензии к заводу возникли после того, как 10 ноября москвичи пожаловались на запах сероводорода в городе. В главном управлении МЧС по столице заявили, что в появлении запаха виноват Московский НПЗ. Однако в «Газпром нефти», контролирующей завод, сообщили, что превышения уровня предельно допустимых концентраций сероводорода в районе МНПЗ не зафиксировано, а информация об аварии на заводе не соответствует действительности. Тем не менее в конце декабря 2014 года прокуратура возбудила административное дело в отношении МНПЗ и его гендиректора за несоблюдение экологических требований.
«Сам по себе отказ от исковых требований очень странный и может свидетельствовать о том, что требования о возврате незаконны, либо могут быть другие причины, например какие-либо договоренности с должностным лицами вне правового поля. При этом ничего неизвестно о том, проводились ли корректировки платежей, был ли соблюден порядок корректировки, если она проводилась. Если будет установлено, что природоохранные мероприятия не соответствуют сумме 1,4 млрд. , то есть все основания для возбуждения уголовного дела», — прокомментировал «Йоду» юрист Фонда борьбы с коррупцией Иван Жданов.
UPD: В департаменте природопользования и охраны окружающей среды опровергли незаконность своих действий. Как сообщили агентству «Москва» в пресс-службе департамента, сумма в 1,4 млрд рублей является расчётом платы за НВОС, но речь идёт «о старом накопленном ущербе — отходах прудов отстойников, которые на сегодняшний день МНПЗ ликвидировал, удалив потенциальный источник загрязнения подземных вод».
«Решение о проведении данного зачёта было принято в марте 2015 г. Необходимо подчеркнуть, что на данные природоохранные мероприятия заводом было потрачено 12 млрд руб., что в 10 раз превышает сумму расчёта платы за негативное воздействие на окружающую среду (1,391 млрд руб.). В законодательстве есть правовая норма, согласно которой предприятию вместо платы за негативное воздействие на окружающую среду могут быть засчитаны проведённые им природоохранные мероприятия», — сказал собеседник агентства.