Слияние и оптимизация педагогических вузов оборачиваются падением их уровня
5 февраля 2015 года де-юре завершилось слияние старейшего педагогического вуза столицы — Московского педагогического государственного университета (МПГУ) — с МГГУ им. Шолохова (бывший Заочный педагогический институт). Структурного слияния пока не произошло, но должно стать делом ближайшего будущего.
Декларируемая цель объединения — повышение эффективности образовательной деятельности. Однако пути достижения этой эффективности вызывают массу вопросов, равно как и сама реформа педагогического образования, площадкой для которой с подачи Минобрнауки стал МПГУ.
В том, почему преобразования в прославленном педагогическом вузе сопровождаются скандалами, разбиралась «Русская планета».
Драконовская оптимизация
«Присоединение МГГУ им. М.А. Шолохова к нашему вузу начато по инициативе Шолоховского университета. Оно реализует общий подход к повышению эффективности системы образования, принятый сейчас в стране: укрупнение образовательных организаций, — комментирует ректор МПГУ, академик Алексей Семенов. — Объединяя ресурсы, мы повышаем эффективность: эффективнее, если лекцию прослушают 100 человек одновременно, чем два раза по 50. Эффективнее, если деньги будет считать один бухгалтер, а не два».
Однако в среде научной педагогической общественности существует и другая точка зрения. Так, экс-проректор МПГУ, доктор исторических наук, профессор Алексей Лубков отмечает, что в начале нулевых в образовании стала большую роль играть идеология, которую распространяет Высшая школа экономики. «Все пытаются свести к оптимизации и к рыночным механизмам, содержательные вопросы уходят. Это наносит очень серьезный ущерб образованию. Ведь оно является фундаментальной системообразующей основой нации и государства», — говорит он.
По мнению историка Евгения Спицына, на примере Москвы четко видно, чего добивается Министерство образования во главе с Дмитрием Ливановым, который в 2013 году назначил Алексея Семенова ректором МПГУ. «Главное — это резкое сокращения государственного финансирования образовательной системы как таковой. За счет якобы оптимизации управленческих структур, за которой скрывается полное переформатирование системы подготовки учительских кадров», — отмечает Спицын.
Некоторые сотрудники МПГУ с политикой ректора-реформатора не согласны. Сам Семенов утверждает, что детали объединения двух вузов обсуждаются в их коллективах, собираются совместные рабочие группы, проходят проектные сессии. Однако сотрудник университета на условиях анонимности рассказал «Русской планете», что реформы проводятся без учета мнения людей, которые работают в вузе десятилетиями.
«Новации принимаются кулуарно. Мы о обо всем узнаем последними. Сейчас сливаются факультеты в институты (в рамках университета. — РП.). В прошлом году хотели слить с другим отделением и исторический факультет. Его удалось отстоять, но это не пошло ему на пользу. Пошли сокращения. Сейчас активно обсуждается вопрос о том, чтобы выселить "фронду" из корпуса гуманитарных факультетов, расположенного на проспекте Вернадского, 88, на другой конец Москвы — в район Кузьминского кладбища. Если идея реализуется, это будет означать разгром факультета. И зримый итог того, чем может окончиться сопротивление администрации».
По словам собеседника РП, в последние годы, а в прошлом году особенно, шли драконовские увольнения профессорско-преподавательского состава МПГУ. Их следствием стал резкий рост нагрузки. Уменьшить ее администрация предлагает за счет сокращения лекционной и семинарской работы.
«Приоритет отдается внеучебной и научно-исследовательской деятельности, что в принципе неплохо, — рассказывает сотрудник университета. — Но студенты расстроены, все понимают, что если сократить количество лекционной и семинарской работы, то учебный процесс повалится. Сейчас появилось ядро студенчества, которое хочет знаний, которое активно и в учебе, и в общественной жизни. Эти молодые люди очень встревожены. К нам подходят студенты, спрашивают, что происходит, какое участие надо принять, какие акции устроить. Но я всегда повторяю, что мы за конструктивный диалог и против радикальных действий».
Интересно, что важной целью для преподавателей МПГУ ставится работа по повышению квалификации уже получивших диплом учителей — на коммерческой основе. Получается, что сильно сокращают количество лекций, аудиторные занятия, переводят студентов на дистанционную форму обучения, а освободившиеся силы и время преподаватели должны уделять курсам.
Корреспондент РП позвонила в вуз и узнала, что годовые курсы повышения квалификации для учителя истории будут стоить 70 000 рублей. Преподаются на них вузовские дисциплины, которыми, по идее, должны были овладеть выпускники МПГУ.
Впрочем, Алексей Семенов, который возглавляет МПГУ с августа 2013 года, говорит, что реформы, проводимые в его вузе, учитывают и потребности школы, и интересы и потребности студентов.
«Я вернулся в ректорат МПГУ в 2013 году вместе с Алексеем Семеновым. С его назначением в университете связывали определенные надежды. Потому что реформы вузу, конечно, нужны. Вопрос в их содержании, в целях, — говорит Алексей Лубков. — Кроме того, я считаю, что при масштабных изменениях нужно последовательно опираться на прекрасный коллектив преподавателей и студентов. Мы должны быть союзниками и идти к единой цели. Сейчас же людей ломают через колено, навязывая нововведения административно-волевым способом. Это неприемлемо».
Бакалавриат: универсальный и либеральный
Так что же представляют собой реформы МПГУ? «Укажу два важнейших направления изменений. Первое. Мы возвращаем педагогической практике подлинную значимость, делаем ее основой для психолого-педагогической и методической подготовки будущего учителя. Второе. Погружение всего образовательного процесса в информационную среду. При таком погружении в информационной среде, доступной через интернет, размещаются видеозаписи лекций, задания для учащихся, результаты выполнения заданий и рецензии преподавателей, сделанные самими студентами видеозаписи их работы с детьми», — комментирует «Русской планете» суть реформ Алексей Семенов.
В основе нововведений лежит концепция Liberal Arts, согласно которой «университет готовит не узкого профессионала, а широко образованного человека, обладающего способностью учиться самостоятельно, умеющего делать сознательный выбор. Мы даем студенту возможность на протяжении первых полутора лет своего учения в университете уточнить свой выбор педагогической профессии, — отмечает Алексей Семенов. — Наш подход мы называем универсальным бакалавриатом».
Однако универсальность в образовании была расценена частью научного и педагогического сообщества как уничтожение МПГУ.
Доктор филологических наук, заведующий кафедрой русского языка и стилистики Литературного института им. А.М. Горького Александр Камчатнов, проработавший в МПГУ с 1987 по 2007 год, в мае 2014-го написал петицию «Остановите разгром Московского педагогического государственного университета», адресованную администрации президента и правительству РФ.
В ней известный филолог указал, что реформы привели к уменьшению в 1,5–2 раза доли важнейших профильных дисциплин. «Например, до предела сокращен объединенный в один семестр с древнерусской литературой курс литературы XVIII века, исключены или сокращены такие курсы, как старославянский язык, историческая грамматика русского языка и стилистика», — отмечает ученый.
Профессиональная деятельность Алексея Семенова видится Александру Камчатнову «прямым разрушением российского педагогического образования в его лучших традициях». «В результате такой подготовки "универсальных" и "прикладных" бакалавров педобразования и внедрения программы Liberal Arts будущий учитель окажется некомпетентным и беспомощным перед учениками, не способным обучить их необходимыми в современном мире знаниями и умениями. Деструкция предметной подготовки учителей, которая проводится под лозунгом "практикоориентированности", сокращение часов на основные дисциплины обернется колоссальными потерями в образовании и воспитании у школьников», — убежден автор петиции, под которой на момент выхода материала подписались 10 000 человек.
Евгений Спицын, проработавший много лет преподавателем истории в школе, оценивает эти реформы, исходя из своего учительского опыта: «Я могу научить детей только тогда, когда знаю свой предмет блестяще. А все остальное не так важно — в том числе методика и формы преподавания. Реформаторы думают, что если оснастить классы компьютерами и интерактивными досками, и у них резко повысится уровень обучаемости, образованности. Но это не так».
С критиками реформ полемизирует ректор МПГУ Алексей Семенов: «Критики, по-видимому, под "уровнем образования" понимают другое, а именно, что уровень образования — это содержание тех курсов, которые предлагаются студентам, независимо от того, что усваивается. Мы проанализировали знания, которые студенты демонстрируют преподавателям — точнее говоря, отсутствие знаний по курсу, который студенты сдают, и начали обсуждать с профессорами ситуацию. Беда в том, что профессор считает, что читает хороший курс, но результаты экзамена оказываются плачевными».
«Мы на практике решаем и задачи воспитания, формирования системы ценностей, — продолжает Алексей Семенов. — Наши студенты — будущие воспитатели молодого поколения России — занимаются самовоспитанием, осваивают принципы воспитательной работы, наиболее активны в волонтерском движении среди студентов страны, у нас развиваются спортивные клубы».
Самовоспитание и активность в волонтерском движении — дело хорошее, так же как и курсы повышения квалификации для учителей. Но цель у педагогического вуза другая — дать хорошее педагогическое образование. И беда в том, что этой цели достичь все сложнее.
«Перейдя на Болонскую систему, вузы фактически выпускают людей с неоконченным высшим, — констатирует историк Евгений Спицын. — Так, на первом курсе МПГУ будущий преподаватель истории год изучает ОБЖ, а такой предмет, как археология, убран из программы в соответствии с федеральным государственным стандартом. Качество образования катастрофически "уронено"».
Ректор Алексей Семенов, отвечая РП на вопрос, в чем слабые стороны программы МПГУ, основанной на Liberal Arts, объясняет: «Если же говорить о минусах, с которыми мы сталкиваемся, то такие минусы присущи любому процессу изменений в человеческом обществе: это трудности понимания, перестройки сознания и стереотипов деятельности, недоверие к новому. Их легко увидеть и в вопросах, которые вы задаете, порожденных членами коллектива МПГУ, которым спокойнее ничего не менять».
По словам экс-члена коллектива МПГУ Алексея Лубкова, Алексей Семенов — приверженец западных ориентиров. «В вузе работают приглашенные западные специалисты, ничего плохого в этом нет, но хотелось бы, чтобы этот опыт не противостоял отечественным традициям образования, не отвергал, а дополнял его, обогащал, — рассуждает он. — Сейчас же речь о катастрофическом снижении уровня образования. У нас и так в общем образовании печальная ситуация. Но раньше ее хоть как-то исправляли учителя. Сейчас же на смену "старичкам" придет новое поколение. Большой вопрос — чему оно сможет научить. Поэтому вопрос подготовки учителей стоят очень остро. За концепцией, которую продвигает Семенов, стоит круг людей, тесно связанных с ВШЭ. Эта идеология ни к чему хорошему не приведет. Потому что направлена против наших традиций педагогического образования».
По мнению Спицына, слияние МПГУ и МГГУ им. Шолохова — логичное продолжение политики Минобрнауки, которое хочет переформатировать процесс педагогического образования (в самом министерстве запрос РП оставили без ответа). Так, в мае 2012 года произошло слияние МГПУ (другой столичный педвуз с похожим названием) с МГПИ (Московским гуманитарным педагогическим институтом). Объединенный вуз возглавил экс-заместитель министра образования и науки Игорь Реморенко. В феврале 2015-го юридически объединили МПГУ и МГГУ им. Шолохова, и возглавляет этот вуз близкий к министру Ливанову и хороший знакомый ректора ВШЭ Ярослава Кузьминова Алексей Семенов.
«У нас в стране сложилась такая ситуация, что Высшая школа экономики контролирует экономику и политику. А вот педагогическое образование отдано на "откуп" Алексею Семенову и Игорю Реморенко. Им поставлена четкая задача перестроить всю систему подготовки педагогических кадров под IT-технологии. Задача — сломать через колено, так чтобы обратно ничего нельзя было восстановить, — делится Спицын. — Есть интересы и чисто финансовые. У МПГУ много зданий, в том числе и в центре Москвы. Ими можно хорошо "торгануть". Особенно главным зданием. К тому же у МПГУ есть почти 50 гектаров земли рядом с Москвой, которую они хотят продать в рамках "оптимизации"».
ЖСК на территории кампуса
Деятельность Алексея Семенова, как, пожалуй, и деятельность любого крупного чиновника, сопровождают слухи, домыслы, догадки. Недовольные ректором вспоминают, что до прихода в МПГУ Семенов 20 лет возглавлял Московский институт открытого образования (МИОО). В итоге проведенная в 2012 году службой финансового контроля Департамента образования г. Москвы проверка этого вуза выявила грубейшие нарушения финансово-хозяйственной деятельности со стороны его руководства. Общая сумма нарушений по оценке проверяющей комиссии составила более 260 млн рублей, причем неэффективное использование бюджетных средств за 2009–2011 годы превысило 40 млн рублей, а нецелевое использование бюджетных средств достигло 20 млн рублей. Отмеченные злоупотребления во многом послужили основанием для отказа от последующего рассмотрения кандидатуры Семенова к избранию на должность ректора МИОО.
Оптимизация МПГУ, которую проводит Алексей Семенов, также вызывает вопросы. Число проректоров в университете к концу 2013/2014 учебного года достигло 13 человек (для сравнения, в феврале 2013 года их было 8), в должностях помощников ректора и советников при ректорате работал 21 человек против 3 в феврале 2013 года, а профессорско-преподавательский состав резко сократили.
По мнению Евгения Спицына, семейственность является основным принципом в кадровой политике университета. «Советником ректора стала его жена Елена Булин-Соколова, среди вновь назначенных советников ректората — супруга проректора Андрея Ершова — Ольга Ершова, а также муж проректора Тамары Березиной, советник ректората — Владимир Березин. А, например, курс повышения квалификации "Использование возможностей LMS Moodle для смешанного обучения", который должны пройти все преподаватели МПГУ, реализуется за немалые бюджетные деньги (более 6 млн рублей) фирмой зятя Семенова Александра Ездова, — говорит Спицын. — Слухов и упреков много: средства от проведения всех общественных и городских мероприятий в вузе, художественных и рекламных съемок в стенах архитектурных памятников университета, а также от установленных торговых автоматов, базовых станций сотовых операторов и прочего остаются у администрации МГПУ».
Но главный интерес вызывает, конечно, земля и недвижимость. «Сейчас происходит замена кадастрового номера агробиологической станции "Павловская слобода" (48 га, принадлежащих МПГУ). В результате будет снято обременение (запрет на продажу), и эту землю можно будет продать», — считает Спицын. Алексей Семенов прокомментировал РП, что сменой кадастровых номеров университет и его учредитель — Минобрнауки — не занимаются. «Чем мы заняты: созданием в агробиологической станции "Павловская слобода" минимальных условий для проведения там практики студентов», — говорит он.
«Но кроме образовательного процесса, создания и восстановления образовательной среды, нам приходится в короткие сроки осуществлять огромный массив организационной и административной работы, которая не была сделана в предшествующие десятилетия. В том числе правильное оформление и переоформление прав на оперативное управление недвижимостью — зданиями и участками земли, — комментирует Алексей Семенов РП. — Эта работа в основном подходит к концу, правда, сейчас начинается переоформление на нас недвижимости Шолоховского университета и его филиалов. А там тоже многое еще недооформлено на сам Шолоховский. Среди оставшихся дел — и приведение в соответствие наших прав на участок в Павловской слободе и реального их использования нами. Недавно мы этот процесс запустили, надеемся на скорое завершение. Действительно, если что-то не оформить, то, в принципе, можно и потерять».
Критики Семенова говорят и о выделении в основном кампусе университета на проспекте Вернадского участка размером 0,7 га для организации жилищно-строительного кооператива (ЖСК).
«В состав членов кооператива войдут работники Большого театра (которые и обратились к президенту страны В.В. Путину с просьбой об организации этого кооператива), наши работники, а также работники Московской государственной академии хореографии и Минобрнауки, — говорит ректор. — Собственник нашего имущества (и земли) — правительство Российской Федерации — обратилось к университету с предложением выделить участок для строительства. Прошло широкое обсуждение этого предложения, и оно было принято. Честно говоря, меня лично удивило, как много наших работников (более 60 человек) захотело участвовать в ЖСК — дело это недешевое. В соответствии с действующим законодательством реализацию проекта правительство поручает Федеральному фонду содействия развитию жилищного строительства (Фонду РЖС)».
Примечательно, что при декларируемой приверженности открытости, на сайте МПГУ нет информации о финансовой деятельности вуза за 2013–2014 годы. Алексей Семенов так прокомментировал этот вопрос. «Мы размещаем всю информацию в соответствии с законодательством Российской Федерации и указаниями Минобрнауки России. Если чего нет — быстро исправим. Спасибо».
Кого подготовят педвузы
Представители власти уже много лет доказывают нам, что в России слишком много людей с высшим образованием. Что сейчас требуются простые исполнители с хорошими руками. Поэтому готовить школьников к поступлению в вуз не нужно.
При этом сами вузы будут готовить универсальных бакалавров, которые за 2,5 года (4 года бакалавриата минус 1,5 года на «раскачку» и наконец-таки выбор специализации) овладеют всеми премудростями с помощью самообразования и дистанционного обучения. Но этот расчет неверен. Для современной сложной техники нужен именно человек, имеющий высокую квалификацию. «Образовать» такого профессионала может только вуз, а не техникум с дистанционным образованием.
По мнению анонимного собеседника, работающего в МПГУ, прославленный педвуз в результате реформ по уровню образования превратится в техникум. Но надежда умирает последней. Сотрудники, по его словам, все же надеются на смену руководства.
Доктор наук, завкафедрой русского языка и стилистики Литературного института им. А.М. Горького Александр Камчатнов более категоричен, он призывает «прежде всего избавить вуз от Семенова и его команды мародеров, провести демократичные выборы ректора, руководителей других подразделений (факультетов, кафедр). Сформировать новое руководство, которое смогло бы одновременно возродить славные педагогические традиции МПГУ и обновить их в соответствии с требованиями времени».
«Однако я смотрю на это с большим пессимизмом, потому что действия г. Семенова укладываются в ту политику Минобра, которую оно ведет уже больше 20 лет и при Филиппове, и при Фурсенко, и при Ливанове», — говорит Камчатнов.
В то же время профессор Лубков призывает не предпринимать бездумных радикальных действий. «Должно быть понимание той кризисной ситуации, в которой мы находимся, ее оценка, разработка последовательных шагов и системы мер по ее преодолению. А ситуация действительно катастрофическая. Я бы ее охарактеризовал как угрозу национальной безопасности России. Но при всем этом никакого радикализма не должно быть. Только терапевтические методы, — полагает он. — Самое же главное — твердая и выверенная позиция в реализации курса на возрождение российского образования. И на то, чтобы это образование служило будущему страны. Например так, как это было сделано в 30-е годы накануне Великой Отечественной войны, когда было пересмотрено многое в нашей советской системе образования. Тогда у власти хватило сил и воли развернуть ее в государственных национальных интересах, в интересах всего народа и общества. Нужен поворот, а опыт исторический и культурный у нашего отечества богатый».