А при попытке нарушить запрет любому россиянину будет светить тюремный срок до 5 лет.
Введение уголовной ответственности за ввоз в Россию незарегистрированных в РФ лекарств фактически ставит непреодолимый барьер перед гражданами, страдающими тяжелыми заболеваниями. За препарат, который в нашей стране не производят, но он реально помогает больному, скоро придется сидеть в тюрьме, а пациентам – останется только медленно умирать. Ответственность за это несут представители правящей «Единой России».
Осторожно, «двери» закрываются…
Как сообщалось ранее, накануне думских каникул нижняя палата парламента приняла в первом чтении законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия обороту фальсифицированных, контрафактных, недоброкачественных и незарегистрированных лекарственных средств, медицинских изделий и фальсифицированных биологически активных добавок». Казалось бы — вроде бы полезная инициатива на фоне того, что в России сейчас много разного рода мошенников, продающих пенсионерам «чудо-лекарства», которые на самом деле таковыми не являются. В стране сложился и «черный рынок» фальсифицированных препаратов, который бьет и про фармацевтической отрасли, и по здоровью граждан.
Однако авторы документа – представители «Единой России» прописали уголовную ответственность, в том числе, и за ввоз незарегистрированных в РФ зарубежных лекарств. Именно этот пункт и вызывает большие сомнения. Просьба привезти препарат из-за границы может обернуться тюремным заключением для курьера, а сам «заказчик» остается без лекарства, что в некоторых случаях равносильно смерти. Это самая незатратная доставка препаратов теперь фактически будет вне закона. Вряд ли кто согласится провести упаковку лекарства под страхом 5-летнего заключения.
Справедливости ради, стоит отметить, что после принятия законопроекта все-таки можно будет завозить для конкретного пациента незарегистрированные лекарства.
Согласно постановлению правительства РФ от 29 сентября 2010 г. N771, если они предназначены для, во-первых, личного использования физическими лицами, прибывшими на территорию РФ. То есть пациент сам должен отправиться за границу за этим лекарством и привезти его себе. При этом не важно, может ли он это сделать по состоянию здоровья или материальному положению. Ведь, естественно, полететь пациенту в Германию за одной упаковкой более накладно, нежели если это сделает посредник для десяти пациентов, даже с учетом комиссии за свои услуги. О тяжелобольных пациентах, которые не могут сами отправиться за лекарством по состоянию здоровья, и вообще нечего говорить.
Есть еще один вариант доставки необходимого лекарства: для оказания медицинской помощи по жизненным показаниям конкретного пациента. Для этого нужно, во-первых, заключение консилиума врачей федерального учреждения или учреждения Российской академии медицинских наук, подписанное главным врачом организации. Во-вторых, обращение уполномоченного органа исполнительной власти субъекта РФ в форме электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью, о необходимости ввоза незарегистрированного лекарственного препарата для оказания медицинской помощи по жизненным показаниям конкретного пациента. В-третьих, разрешение Минздравсоцразвития, куда нужно подать запрос и документы вместе некоторыми сопроводительными бумагами. Но в данном случае это только разрешение. Далее за дело может взяться благотворительный фонд, который вместе с компанией DHL (другие на практике таких услуг не оказывают) может доставить лекарство пациенту.
Несложно понять, что это реальный путь, но только для единичных пациентов, потому что по такой схеме работают всего несколько благотворительных фондов и охватить с такими бюрократическими проволочками они, к сожалению, могут лишь несколько десятков пациентов на всю Россию. А помощь требуется десяткам тысяч человек, которые до последнего времени самостоятельно выкарабкивались из сложного положения с помощью тех, кто соглашался что называется «по дороге» зайти в аптеку за рубежом и купить необходимый препарат.
О чём думает «Единая Россия»?
Авторами этого законопроекта в Госдуме выступили 10 представителей «Единой России», в числе которых председатель комитета ГД по безопасности и противодействию коррупции Ирина Яровая, ее заместитель Эрнест Валеев, члены комитета ГД по охране здоровья Александр Прокопьев и Салия Мурзабаева. Также соавторами выступили «единороссы» — первый заместитель председателя комитета ГД по Регламенту и организации работы Госдумы Надежда Герасимова, первый заместитель председателя комитета ГД по охране здоровья Николай Герасименко, член комитета ГД по бюджету и налогамРаиса Кармазина, а также член комитета ГД по международным делам Шамсаил Саралиев, член комитета ГД по безопасности и противодействию коррупции Анатолий Выборный и член комитета ГД по земельным отношениям и строительству Елена Вторыгина. Список внушительный, имена известные, но вот, судя по всему, о последствиях никто из них не подумал.
В этом списке особо выделяется депутат Прокопьев, сын владелицы крупного производителя биологически активных добавок (БАДов) – компании «Эвалар» Ларисы Прокопьевой. Журнал Forbes его называл одним из самых состоятельных представителей власти в 2012 году с доходом семьи в 234,36 млн рублей. Совершенно очевидно просматривается интерес парламентария относительно защиты рынка БАДов от фальсификата, и это вполне объяснимо.
Судя по данным источников в Госдуме, именно ему может принадлежать инициатива по созданию такого законопроекта, в который наряду с ужесточением наказания за фальсифицированные БАДы были включены поддельные лекарства. По версии собеседника «Нового Региона», незарегистрированные в РФ препараты были прописаны в документе, чтобы отвлечь внимание от БАДов и придать более высокую значимость законодательной инициативе.
Комментарии авторов законопроекта оперативно получить не удалось.
Сейчас в Госдуме каникулы, и в этом тоже, видимо, кроется некий подтекст. Почему-то многие законопроекты, которые действительно является актуальными для граждан, Госдума принимает, что называется, под шумок, в результате чего жителей России ставят перед фактом, часто, очень неприятным.
Неприкрытый геноцид
Предполагающееся нововведение уже негативно воспринято в обществе. Сотрудники благотворительных организаций говорят, что после принятия этого документа у большинства семей, в которых есть тяжелобольные, будут вынуждены либо уезжать за границу, либо пациенты будут медленно умирать, а их семьи наблюдать за этим ужасом.
Депутат Госдумы от КПРФ, член комитета по вопросам семьи, женщин и детей Ольга Алимовасчитает, что вводить очередные запреты бессмысленно, пока не наведён порядок в фармацевтической отрасли в целом.
«На мой взгляд, этого делать ни в коем случае нельзя, пока не наладили в России своё собственное производство качественных лекарств, которые лечат, а не просто продаются, как порошок в красивой упаковке», — сказала депутат.
По ее оценке, «право человека на выбор, возможность поправить своё здоровье, вылечить себя и своих близких неотъемлемо».
«И если Медведев заявлял (у нас на фракции, во всяком случае), что лучшая медицина в Германии и Израиле – он признаёт это. И если я хочу привезти оттуда лекарство, то на каком основании фракция «Единой России» меня пытается в этом ограничить? С моей точки зрения, это – неприкрытый геноцид», – подчеркнула депутат.
Алимова считает, что у нас в стране не ведётся полноценный учёт того, что производится и этим надо заняться в первую очередь. «Начните с того, что введите уголовную ответственность, пожизненное заключение за то, что производят некачественные лекарства и сознательно губят население», – предложила парламентарий.
Кстати, ненавистное членам «Единой России» «фашистское» руководство Украины приняло закон, разрешающий ввозить на таможенную территорию своей страны незарегистрированные лекарства, предназначенные для лечения орфанных (редких) заболеваний, если они допущены к применению на территории США или ЕС. Согласно этому документу, предлагается предусмотреть упрощенную регистрацию на Украине лекарственных средств, которые были зарегистрированы компетентным органом США или ЕС, и предназначены для лечения таких социально опасных болезней, как туберкулез, ВИЧ/СПИД, вирусные гепатиты, и тяжелых онкологических, редких (орфанных) заболеваний.
Почему бы и в России не пойти по этому пути? Речь же не идет о том, чтобы полностью убить отечественную фармацевтическую отрасль: никто же не говорит, что нужно ввозить те препараты, которые и так производятся в России. Но если в РФ действительно нет такого лекарства, которое реально помогает пациенту, то почему бы его не завозить его и не регистрировать по какой-нибудь упрощенной схеме? Ситуация очень странная и наталкивает на очень неприятные выводы относительно реальных действий властей РФ по «защите» интересов граждан.