Во вторник, 26 мая, на круглом столе в Общественной палате предложили кардинальную реформу российской семьи. Начать решили с образования — для начала усилить роль церкви в школе и вузах, ввести в школьную программу новый обязательный предмет «Большая семья», а педагогов регулярно тестировать по нравственным вопросам на полиграфе. По словам собравшихся, школе необходимо отказаться от обязательного сексуального просвещения. Вместо этого предлагается пропагандировать девственность и ранние браки. «Лента.ру» предлагает читателям ознакомиться с некоторыми выступлениями.
Глава Патриаршей комиссии по вопросам семьи протоиерей Димитрий Смирнов
О кризисе семьи
Кризис семейной жизни начался давно. Семья корродирует уже с XIX века, когда возникло такое явление как развод. К ХХ веку это было заметное явление на обширной территории Российской империи. В 1920-м году Владимир Ильич Ленин понудил все медицинское сообщество принять аборт, как не только приемлемое, но и желательное средство. И с тех пор мы впереди планеты всей. Для сравнения: в Америке аборт был разрешен только в 1972 году. То есть это 50 лет форы! За это время были изничтожены десятки и десятки миллионов людей. Поэтому если сравнить, что сделала советская власть с нашим народом, и деяния Гитлера, то Гитлер — отдыхает. То есть его усилия по уничтожению нашего народа вдвое отстают от наших отечественных, поменявших свое сознание людей, которые живут до сих пор. (...)
Поэтому рассчитывать, как это было 100 лет назад, на воспитание дитяти в лоне семьи нам не приходится. Возникла новая парадигма — все воспитание отдать школе. Это идет от советской действительности. Потому что нужно было создать новой власти, новой коммунистической религии, нового советского человека. Что было в большой степени создано, и те кризисы, которые мы переживаем, и наша такая наивность, которая до сих пор не изжита, это и есть свидетельства этого нового воспитания. На мой вкус — это антивоспитание.
Руководитель некоммерческого партнерства «Родительский комитет» Лариса Павлова:
Необходимо включать в базовые школьные программы и учебники понимание важности целомудрия. Обязательно надо говорить о ценности целомудрия в широком понимании этого слова. Если мы пойдем маленькими шажочками, будем пахать поле, и только потом скажем «Аааа», то поле будет пустое, и никто нас не услышит. Поле давно вспахано. Мы имеем ту молодежь, которую мы сегодня имеем. Обязательное сексуальное просвещение в школе — это та вещь, которую не приемлет основная масса российского народа.
Надежда Храмова, член Совета по защите семьи и традиционных семейных ценностей при уполномоченном по правам ребенка Павле Астахове:
В Чечне методики по традиционному воспитанию не обсуждают, а просто вводят. Нам надо брать пример. Сейчас надо так же смело говорить о своих ценностях. Надо прямо называть вещи своими именами. Мы должны требовать от государства соблюдения традиционных семейных ценностей. Ведь разврат в нашу систему ценностей внедрялся по принципу окон Овертона. Это был шоковый поток грязи и антиценностей.
Павел Парфентьев, фонд поддержки семьи и демографии имени Петра и Февронии:
Силы, которые работают на разрушение семьи (а мы знаем, что такие силы действуют и на международном, и на национальном уровне) используют технологию, называемую у политологов «тактика салями». Когда невозможно получить сразу то, что они хотят, они как по ломтикам отрезают, и каждый ломтик используют, чтобы отрезать следующий. Даже Святейший Патриарх призывал учиться у наших оппонентов, я рекомендую использовать эту тактику для того, чтобы возвращать общество в здоровое состояние. Если в школе нет отдельного предмета, посвященного семье и семейным ценностям, какая-то программа может быть реализована в виде системы классных часов или системы внеурочных мероприятий. Здесь могут быть экскурсии, кружки, секции, которые включают в себя определенные элементы этой направленности, конференции, диспуты. Очевидные возможности для интеграции в образовательную программу элементов и модулей, посвященных традиционным ценностям, возникают при изучении мировой и российской истории, литературы. Фоновые элементы, связанные с этим, могут включаться (есть такой опыт у педагогов на практике) в изучение математики и информатики.
Представитель Молодежного интеллектуального центра «Лаборатория мысли» Максим Злобин
Нам нужно понять, что государство не способно в полной мере взять на себя функцию массового духовно-нравственного воспитания. Нужно создать трехзвенную систему церковного воспитания — детский сад, школа, вуз. Нам, православным, нужно обучать журналистов, юристов и педагогов. Если мы их подготовим, то будущее будет очень даже хорошим.
Задача системы образования в сохранении целомудрия. Сейчас кстати целомудрие — очень важная тема. И она востребована молодежью. Надо нам сохранить девство, но оно бывает не только физическое — еще интеллектуальное и духовное. Давайте начнем пропагандировать ранний брак. Все знают, что самая крепкая семья — та, которая зарождается в школе. 18 лет — начало семейной жизни.
Предлагаю решить проблему с педагогами периодическим тестированием по нравственным вопросам. Ни одного такого тестирования, я думаю, нет. Может, он педофил скрытый? Может, сектант? Может, занимается магией? Давайте зададим эти вопросы с помощью полиграфа.
Конкретное предложение — введение официального предмета «Большая семья». Этот предмет нацелен на детей 13-18 лет. Потому что с 13 лет у нас все знают, как появляются люди. Я тут пытаюсь остановиться не на биологических моментах, а на духовно-нравственных. Это будут делать многодетные родители с помощью полезных и интересных людей и неформальных методов. Давайте выделим одну многодетную семью на одну школу, и родители — мама или папа — возьмутся формированием пула интересных людей. Это могут быть ветераны, сами многодетные семьи. Это могут быть походы в театр, в зоопарк, в церковь и по святым местам.
Научный руководитель Молодежного интеллектуального центра «Лаборатория мысли» Евгений Иванов
Я не свожу все к биологии, но, грубо говоря, основная роль молодежи — обеспечить воспроизводство общества. И мы видим, что сегодня молодежь к этому во многом не готова — ни духовно, ни материально.
Что же мешает современной российской и русской молодежи создать семью? Первый фактор, духовный, это, конечно, наша информационная среда, насаждаемая псевдокультура, которая ориентирована не на семейные ценности, а на гедонизм, индивидуализм, ну и вот эти все нехорошие вещи. Интересно, что само содержание нашей общественной коммуникации — та информация, которая вокруг нас везде кружится и попадает к нам через органы чувств, она во многом антисемейная или внесемейная. Нужно целенаправленно формировать молодежно ориентированный контент в СМИ, направленный на то, чтобы молодежь создавала семью и была ориентирована на многодетную семью. Как сегодня уже сказал Владыка Игнатий, воспитание начинается с момента зачатия. И вступление в брак начинается задолго до таинства венчания или регистрации в загсе. В связи с этим я считаю, что нужно вводить в правовой оборот такую категорию, как культура добрачных отношений.
Сегодня в школе, в вузах, практически ничего про это не говорится. В частности, такой щекотливый вопрос, как хранение девственности до брака, практически табуирован. Если сегодня молодой человек хранит девственность до брака, то он должен об этом либо молчать, либо быть как белая ворона — потому что сегодня в 14-15 лет люди лишаются девственности.
Глава Патриаршей комиссии по вопросам семьи протоиерей Димитрий Смирнов
О школе
Наша русская школа не знает, кого она хочет воспитать. До сих пор путается, в чем состоит образование. Нет реальной концепции. Есть только расплывчатые общие слова, за которыми не стоит ничего. Не знает, куда идти. Не так давно я участвовал в совещании на Старой площади под руководством Иванова Сергея Борисовича. Говорили о концепции патриотического воспитания. Обычный советский текст, который мы проходили в институте, и где-то в предпоследнем абзаце написано: «…и религиозные организации». Обхохочешься… Я понимаю, что аппаратные работники пишут тексты, а не руководители. Может, идеи и есть, но они где-то дремлют под спудом и никак пока не оформлены. У нас же как говорят — семья и школа. И вот возрождение такого богом данного организма как семья, и как помощь ей школы, может дать будущее России.
(...) Выход есть. Этот выход называется «домашнее образование». (...)
Нам нужно повлиять на то, что происходит в школе. (...) Мы прекрасно понимаем, где мы живем, с кем, кто нам противостоит. Для меня очень важен вопрос: сумеем ли мы остановить процесс? Я для себя решил, что даже если ничего у нас не выйдет, мы на страшном суде оправдаемся тем, что, стирая пятки до крови, мы тормозим это победоносное шествие антихриста к нам на землю. Что могли, мы сделали. А те, кто будет жить после нас и работают для торжественной встречи его, они будут пожинать плоды своей деятельности, и может быть, некоторые прозреют и покаются. Ибо каждый человек в душе своей религиозен. Я убедился в этом, беседуя с Познером. Даже со всеми его уверениями в своем атеизме, я с расстояния полутора метров видел, что он боится загробной жизни. А это религиозные переживания.
Общественный уполномоченный по правам ребенка в Санкт-Петербурге Любовь Качесова:
Система сексуального просвещения уже выстроена, она работает. Как ее начали 20 лет назад внедрять, так она и не была остановлена ни на один миг. По тем организациям, которые попадают в наше поле зрения, мы проводим экспертные заключения, подаем жалобы в прокуратуру и получаем ответы, что деятельность этих организаций вне закона. Но они продолжают лоббироваться и внедряться. На днях был случай, когда только по одному образовательному учреждению родители принесли документальные подтверждения — вот такая стопочка распечаток. Это организация «Взгляд в будущее», внедряет программу «Pro здоровый выбор». Использует все законные способы внедрения в образовательные учреждения. Она присутствует на всех досуговых площадках. Идет распространение ее программы по регионам. Это волонтерство у нас сейчас в законодательстве лоббируется. Даже в медицинских документах есть приказ номер 572, где описана возможность деятельности волонтеров на базе медицинских учреждений! У нас уже создана сеть молодежных консультаций по западному образцу! У нас их уже 150 по России в 63 регионах! И там, на базе этих учреждений, в соответствии с этим приказом, и идет растление! Экспертные заключения содержат признаки пропаганды наркопотребления, алкоголизма, псевдопрофилактики табакокурения. Это способствует распространению инфекций, передающихся половым путем, ВИЧ и СПИДа. Все это совершенно страшные вещи! Когда детям предлагают поиграть в вечеринку, где они совместно употребляют наркотики и вступают в половые связи без обговаривания пола! Это совершенно страшные вещи, убойные. И они внедряются!
Руководитель Центра молодежных программ и проектов Петр Дмитриев:
Прозвучали слова, что нужно заниматься пропагандой девства в школе. Это очень важная вещь. Но мы должны быть реалистами. Нам объявили войну люди, которые разрушают семейные ценности, а через это разрушают образование и наше государство. Если мы сейчас начнем без подготовки заниматься такими вопросами, мы перейдем в стадию гражданской войны. Мы сперва вызовем ее в социальных сетях, утопим весь конструктив, а потом перейдем к тому, что нас люди посчитают маргиналами. Мы понимаем, что у этих людей есть какое-то неправильное восприятие в душе, и они просто больные, раз люди говорят, что мы экстремисты, когда мы говорим про какие-то вещи… Давайте будем готовить почву для наших действий.