Председатель ЦИК РФ Владимир Чуров заявил, что ожидаются серьезные усилия по дискредитации избирательной кампании в Госдуму 2016 года. Он подчеркнул, что их слоганом должна стать броская фраза о «кровавых выборах». Чуров потребовал от правоохранительных органов начать противодействие этим планам заранее. Руководителей же избиркомов всех уровней он призвал работать более основательно, а в быту быть скромнее.
По словам Чурова, которые он произнес в ходе выступления на совещании с организаторами выборов в Ленинградской области, в последнее время «в узких кругах» распространяется термин «кровавые выборы». Председатель ЦИКа уверен, что «это будет основной лозунг, направленный на дискредитацию выборов в 2016 году». Ответить на этот вызов, считает он, должны правоохранители, и чем раньше, тем лучше: «Полицейское усиление нужно проводить не только в день голосования. Делать это нужно, чтобы предотвратить драку между агрессивными наблюдателями и невыдержанными сторонниками кандидатов. Предотвращать эти драки уже сейчас надо, и заняться этим должны участковые. Разбитых носов у нас быть не должно».
Впрочем, попенял Чуров и главам избиркомов, также порой успешно дискредитирующих избирательную систему страны. Он уверен, что блюсти порядочность и скромность нужно «в быту и на работе», а поведение руководителей территориальных комиссий (ТИК) старшим товарищам из вышестоящих комиссий следует неустанно контролировать: «Случалось, что руководители ТИКов по-разному вели себя. Если председатель комиссии ездит на «Майбахе» – к нему следует присмотреться».
Сам же избирательный процесс, по его словам, должен проходить помягче. Не стоит, подчеркнул он, отказывать в регистрации кандидатам «из-за запятых» или под любыми другими «надуманными предлогами». Основания для отказа может дать только «безукоризненный повод: неполнота документов, искажение данных по образованию, неуказанные данные о судимости, о двойном гражданстве и т.д.».
Отметим, что столь богатую на эмоциональные и противоречивые моменты речь Чуров произнес, судя по всему, в качестве реакции на недавние выборы в подмосковной Балашихе, где в конце апреля неизвестные напали на наблюдателей и серьезно их избили. Правозащитники уже потребовали отставки председателя Мособлизбиркома Ирека Вильданова и самого Чурова. На это последний сначала отвечал со свойственным ему юмором, но вот теперь сделал из этого серьезные политические выводы. Логика главы ЦИКа выглядит вполне понятной: наблюдатели в основной своей массе связаны с оппозиционными партиями, причем несистемными, репутация иностранных агентов у них устойчивая. А стало быть, их рассуждения о росте влияния на избирательные кампании в России фактора насилия как минимум являются заранее подготовленным объяснением предстоящего проигрыша этими политическими силами думских выборов, а как максимум – специально затеваемой провокацией, к тому же оплаченной извне.
В этом выступлении Чурова акценты выставлены вообще достаточно прозрачно: тут «агрессивные наблюдатели», то есть сторона заведомо нападающая, противопоставлены «невыдержанным сторонникам кандидатов», а значит, стороне, страдающей от агрессии, а затем на нее отвечающей. Но, конечно, все эти оценочные суждения многократно усиливаются экспрессивным словосочетанием «кровавые выборы». И хотя прямой связи между этими заявлениями и нет, но подспудно она оказалась многим заметна.
Скажем, по мнению сопредседателя общественного движения «Голос» Григория Мельконьянца, Чуров, вполне возможно, сейчас «запугивает власть тем, что наблюдатели или оппозиция будут использовать какие-то радикальные лозунги для того, чтобы лоббировать преследование наблюдателей и ограничение их в правах». Ведь жизнь избиркомов станет проще, если «за ними реального контроля не будет». Стоит отметить, что действительно уже в ближайшее время на интернет-сайте ЦИК РФ появится некая электронная программа для обучения наблюдателей. Есть вероятность, что тех, кто не воспримет ее к действию, попытаются статуса наблюдателей лишить.
Причем, уверен Мельконьянц, глава ЦИКа «играет на опережение, смещая акценты с реальных нарушений на якобы информационную кампанию, вокруг них развертываемую». По его словам, на наблюдателей действительно нападают регулярно, но непонятно, в чем смысл призыва Чурова к правоохранительным органам: «То есть они что, должны обходить наблюдателей поквартирно и предупреждать их, чтобы те не приходили на избирательные участки, где их могут побить?»
С тем, что поводом для предупредительного выступления Чурова послужили события в Балашихе, согласен и член президентского Совета по правам человека Илья Шаблинский. Он напомнил, что, несмотря на многочисленные жалобы, Следственный комитет там «ничего не предпринял». Так что фразы об обеспечении безопасности выборов, уверен собеседник «НГ», имеют совершенно явного адресата: «Судя по всему, это наблюдатели во всем виноваты, но как быть с тем, что они просто выполняют свою работу».
Причем, пояснил Шаблинский «НГ», «Голос» работает сейчас на средства от администрации президента. Он заявил, что этот грант организация затем и получила, чтобы «выявлять нарушения в ходе выборов». Правозащитник предположил, что во властных кругах, видимо, происходит своеобразный раскол: у какой-то их части все же есть «озабоченность по поводу того дичайшего произвола, который мы видим в ходе выборов, иначе и гранта бы не было». Но есть, настаивает он, и «те, кто считает, что выборы должны превращаться в спектакль, и чтобы наблюдатели в него не вмешивались». Вот эту-то точку зрения, считает Шаблинский, Чуров не просто отстаивает, а старается обосновать.
С таким мнением оказался резко не согласен гендиректор Центра политической информации Алексей Мухин. Он, впрочем, тоже признал, что не совсем понятно, о каких же таких «узких кругах» идет речь. Тем не менее, по его словам, несистемная оппозиция на выборах действительно «будет представлена крайне скудно» и, более того, «скорее всего проиграет их», а потому она, мол, и вбрасывает подобные определения, «пытаясь заранее подвергнуть сомнению результат и легитимность выборов». Чуров же, в свою очередь, всего лишь реагирует на подобного рода вызов.
Призыв же главы ЦИКа к правоохранителям политолог оттрактовал следующим образом: «Он имел в виду склонность некоторых несистемных оппозиционеров к организации массовых либо одиночных беспорядков». Впрочем, уверен эксперт, последние все равно неизбежны: «Срываться на драку для них свойственно». Что же до тех самых событий в Балашихе, то Мухин убежден: всю правду узнают лишь правоохранительные органы, так что сейчас любые рассуждения на эту тему смысла не имеют.
Первый зампред фракции «Справедливая Россия» в Госдуме Михаил Емельянов считает, что «главное – это чтобы сама власть не дискредитировала грядущие выборы». Депутат заметил: крайне важно, чтобы между правящими кругами и «конструктивно настроенной оппозицией» был диалог, и тогда «честные и достойные выборы без массовых фальсификаций, досрочного голосования и так далее» смогут воспрепятствовать тому, о чем сказал Чуров.
Кроме того, парламентарий вовсе не исключил, что чуровские «узкие круги» на самом деле географически вполне определенные и весьма широкие. По его словам, Запад, который недоволен политикой России, может попытаться «устроить майдан в 2016-м». Причем на руку этому сыграет и тот возможный перенос выборов в ГД на три месяца назад, о котором в последнее время много говорят: «Почему не получилось майдана в 2011–2012 годах? Да палаточный городок было холодно разбивать в декабре, а вот сентябрь – это совсем другое дело».
С просьбой же главы ЦИКа к силовикам активнее контролировать выборы Емельянов согласен: «Это правильно, нужно, чтобы они активнее разные нарушения пресекали». Впрочем, сказал он, нужно не только пресекать, но и расследовать, а так «сколько мы раньше ни пытались заставить возбуждать уголовные дела по факту махинаций, никогда не получалось». Поэтому если и дальше все будут защищать только свои интересы, то шанс на майдан есть. А вот совместная работа с учетом всех предложений, честные и прозрачные выборы помогут его предотвратить, уверен Емельянов. «Озабоченность Чурова понятна», – сказал он «НГ», пояснив, что «интересы страны не должны приноситься в жертву политической выгоде».