На 2015 год приходятся две круглые даты. Это столетие самого известного произведения русского авангарда – картины "Черный квадрат" и 80 лет со дня кончины его создателя Казимира Малевича. В подмосковном поселке Ромашково Одинцовского района на месте захоронения художника установили закладную плиту будущего памятника – мраморный черный квадрат тех же размеров, что и хранящаяся в Третьяковке картина.
Могила Малевича долгое время считалась утраченной, было известно лишь приблизительное место захоронения художника – где-то в полях между двумя поселками, Немчиновкой и Ромашковым. Стараниями группы энтузиастов, среди которых – внучатый племянник художникаСтанислав Богданов, удалось отыскать точное место, где в 1935 году был погребен прах Малевича:
– Рядом с местом захоронения рос одинокий дуб. Сохранились корни этого дерева. Когда зондировали землю георадаром, их обозначил прибор. То место, где находилось урна, в 1941 году было повреждено. Дети там пасли коз, они из любопытства решили вскрыть памятный знак, сделанный в виде деревянного куба. Вытащили урну, разбили ее, но не смогли открыть коробку с прахом (урна была сделана из гипса, и в ней помещалась металлическая коробочка с прахом). Ее снова закопали. И вот на это место – с нарушением почвенного слоя – также показал прибор. История про детей стала известна благодаря тому, что мы опрашивали свидетелей и непосредственных участников этого события. Мы вели поиски с 2002 по 2004 годы, эти люди тогда еще были живы.
– Закладная плита установлена точно на этом месте?
– Нет, не точно, но неподалеку, в 60 метрах. На этом месте уже нельзя было установить. Дело в том, что в Ромашкове построен жилой комплекс, его начали возводить в 2011 году. На месте захоронения мы изъяли землю, с тем чтобы перенести ее туда, где можно поставить памятный знак. Место захоронения урны оказалось в четырех метрах от фундамента жилого дома. Сейчас там сделан выход из подъезда в виде пандуса, однако до того, как он был сооружен, мы изъяли оттуда землю и хранили ее в капсулах.
– Казимир Малевич завещал похоронить его под этим дубом, на нем даже когда-то табличка была. Чем обусловлен этот выбор?
– В то время там не было населенного пункта, это была дорога между деревней Немчиновка и селом Ромашково. По этой дороге они с семьей ходили в Барвиху. К нему приезжали многочисленные знакомые, приятели и ученики. Маяковский приезжал, Родченко, Матюшин. Вот они там гуляли, останавливались около этого места, которое Малевичу очень нравилось. Во время прогулок обсуждались вопросы развития культуры, ведь это было революционное время в искусстве.
– Как и почему Малевич оказался в Немчиновке?
– Там, по адресу улица Бородинская, дом 18, жила со своими родителями Софья Михайловна Рафалович. Это вторая жена Малевича. Он там поселился, но все время мотался по делам службы и на выставки – в Витебск, в Петербург, в Курск и так далее. Часто приезжал в Москву, где у него была мастерская. К тому же в Москве жили его мать, сестры и братья. Первоначальное завещание было другим. В 1930 году Малевич завещал себя похоронить в Барвихе, на крутом берегу Москвы-реки. Но там хоронить не разрешали, поскольку в Барвихе уже строился санаторий для правительственных чиновников. Поэтому Малевич выбрал второе место, он и жене говорил об этом. Более того, в предсмертном завещании написал, где его похоронить и что на этом месте поставить.
Когда установили первый памятный знак, предполагалось, что он будет временным. Художник Николай Суетин сделал из обычных досок куб, на одной из сторон которого прикрепил черный квадрат. Однако Малевич завещал поставить колонку-архитектон работы того же Суетина, своего ученика, которого он даже братом называл. Реализовать это не удалось – мастерскую Суетина в Петербурге разграбили. Колонка была разбита, но чертежи остались. Подобную колонку можно увидеть на фотографии, сделанной на гражданской панихиде. Поскольку она на переднем плане у гроба, структура супрематической колонки четко видна. Сейчас колонку воссоздают в Союзе художников России.
– Архитектоны – придуманные Малевичем объемные композиции, состоящие из геометрических фигур, которые под прямым углом врезаны друг в друга. Мне не раз встречались сообщения, что гроб Малевича тоже был архитектоном, в виде креста. Это правда?
– Нет, это не так. Малевич подробно описал обрядность своих супрематических похорон. Действительно, согласно завещанию, гроб должен был быть в виде креста. Но дело в том, что его невозможно было бы вынести из места прощания. Поэтому сделали другой гроб, правда, тоже специфической супрематической формы.
– Что вы думаете про будущий памятник? Каким он должен быть?
– Это должен быть архитектон, ведь Малевич достоин того, чтобы его завещание было исполнено. Министерство культуры Московской области провело конкурс на лучший эскизный проект. К сожалению, выбрали памятник скульптора Александра Рожникова, вызвавший бурю отрицательных эмоций у культурного сообщества. Все его отвергли, в том числе специалисты из Третьяковской галереи.
Это фигуративный памятник. За основу взята супрематическая идея Любови Поповой. В 1916 году она сделала рисунок в виде квадрата, выплывающего из рамки. Рожников взял эту композицию, поместил внутрь ее табуретку, на которой сидит фигура с кистью в руке. Это очень плохой памятник! Он самый неудачный из того, что было предложено на выбор. Все потомки Малевича считают так же, как и я. Я – внук Марии Севериновны Малевич, родной сестры художника. Богданова – ее фамилия по мужу.
Сохранились ли в семье воспоминания о Казимире Малевиче? Скажем, вам что-нибудь в детстве о нем рассказывали?
– Нет. Нам родители ничего не рассказывали, потому что имя Малевича было запрещено. До 1975 года его имя вообще не произносили! За родство с этим человеком можно было получить столько, что мало не показалось бы! После того, как он умер, и после того, как его как в Германии, так и в Советском Союзе объявили представителем дегенеративного искусства, родственников начали преследовать. Даже его третья жена, которую постоянно вызывали в следственные органы по подозрению, что она имеет связи с какими-то людьми из-за рубежа, говорила просто: "Отстаньте от меня!" Правда, по отношению к другим родственникам не было таких гонений, потому что мало кто знал, что у Малевича много родни.
Я о своем родстве узнал только тогда, когда проходил срочную службу в армии. Я общался с Мечиславом Малевичем, братом Казимира. В его квартире были картины Малевича. Впоследствии некоторые были куплены, в том числе Третьяковской галереей. Некоторые были за гроши выкуплены государством и подарены американцу Арманду Хаммеру, – говорит Станислав Богданов.
О проблемах, которые возникли с памятником Казимиру Малевичу, рассказывает министр культуры Московской области Олег Рожнов:
– Мы внимательно относимся к мнению экспертов и к разным творческим идеям и проектам. Поэтому мы решили провести конкурс, причем, вместе с родственниками Казимира Малевича, с тем чтобы попытаться найти объединяющий всех вариант. Было предложено 19 проектов памятника. В финал вышли два, обсуждение было коллегиальным. Я даже предлагал, чтобы родственники имели право решающего голоса. Но постановили, что в комиссии у всех будут одинаковые права. В результате один из памятников победил.
Но затем мы услышали мнение, в том числе родственников и ряда творческих деятелей, что памятник совсем не соответствует тому, что должно стоять на месте захоронения, что он не совсем коррелирует с идеями супрематизма. Поэтому мы сделали запросы в различные солидные научные и музейные организации. Мнения разошлись. К памятнику, который победил в конкурсе, был ряд критических замечаний. Кто-то считает, что там должен быть изображен мини-архитектон, есть и другие идеи. Понимая, что нет единства, мы решили повременить.
Главное, что место установлено достаточно точно, и, поскольку там теперь построенные по всем законам жилые дома, мы договорились с застройщиком о выделении места под будущий памятник. Это внутренняя территория жилого комплекса "Ромашково". Там установили закладной камень в виде черного мраморного квадрата со сторонами 79,5 см, где написали, что на этом месте будет установлен памятник. Мы не стали писать, когда и кем. Будем ждать, когда родственники, художники и исследователи творчества Казимира Малевича придут к единой или хотя бы более-менее компромиссной идее.
– Значит ли это, что будет новый конкурс?
– Пока мы его проводить не планируем. Я думаю, что консенсуса и новый конкурс не даст. Спустя какое-то время можно будет выходить даже не на конкурс, а на какое-то совещание, собрание, где все согласятся и, может быть, подпишутся под какой-то совместной декларацией: именно такая колонка или архитектон, или памятник должен быть на этом месте. В июне прошлого года мы внесли в реестр выявленных объектов культурного наследия территорию в 48 квадратных метров, которую мы взяли под охрану. Там ничего нельзя строить или видоизменять. Те, кому дорого творчество Малевича, смогут туда прийти, посетить закладной камень.
– Закладной камень точно повторяет размеры картины Малевича. Но каким по величине должен быть памятник? В Москве, к примеру, сейчас в почете гигантомания.
– Это вопрос не ко мне. Чиновники не должны влиять на этот процесс. Это дело экспертов, а между ними нет согласия. Поэтому мы приняли такое волюнтаристское чиновничье решение – положили закладной камень. Я сказал: давайте, сделаем так, все-таки мы обещали это место как-то обозначить, увековечить. Когда стали выбирать – тут не надо быть художником, чтобы сказать, что закладной камень будет в форме квадрата, и черным, – говорит Олег Рожнов.