Изучив декларации федеральных чиновников, «Собеседник» выяснил, что они приобрели и что потеряли за минувший год. Лучше меньше, да больше Еще по осени «Собеседник» (в №41 от 22.10.2014 г.) подсчитал имущество лидера ЛДПР Владимира Жириновского и обнаружил, что тот в прошлогодней декларации утаил как минимум два земельных участка – площадью 1535 и 1854 кв. м. Оба находились на территории имения политика в подмосковном селении Дарьино, и, вероятно, отчеты о них просто затерялись в общей кипе документов на недвижимость депутата. После той публикации окружение Жириновского даже грозилось подать на «Собеседник» иск в суд, однако вместо этого Жириновский подал заявление в Кадастровую палату – о том, чтобы его мелкие участки в Дарьино объединили хотя бы в три массива. Так и получилось, что в декларации политика участков стало меньше, но они стали больше. Но, пожалуй, это единственное пополнение в коллекции недвижимости Жириновского, которое можно так вот, с ходу объяснить. На какие деньги в том же имении в Дарьино за год выросло сразу несколько зданий, включая бассейн на 803,7 кв. м, уже понятно меньше. Официальный доход депутата за прошлый год составил 4,8 млн рублей – для парламентария прилично, но для владельца столь роскошного бассейна мелковато. «Покровский берег», где бросили якорь сенаторы Фото: konti.ru Про собственность супруги Жириновский даже не упоминает. Поскольку формально он с ней вроде как расстался. И вообще, из 450 депутатов 99 в супружеских отношениях не состоят. Во всяком случае, официально. Из известных парламентариев в прошлом году, например, со своими женами-миллионершами развелись вице-спикер Андрей Исаев и глава бюджетного комитета Андрей Макаров. А нет штампа о браке – нет и отчета о семейных капиталах. Это что, у двух десятков депутатов вообще ничего нет – ни земли, ни даже квартир. Еще год назад у Ирины Яровой была, допустим, небольшая квартира. Пусть в пользовании, но была. Теперь она, наверно, живет на работе. А элитная 4-комнатная квартира, оформленная на дочь, – не в счет.
Без лишней скромности Зато в сенате люди сидят менее закомплексованные. Виктор Пичугов может позволить себе открыто декларировать роскошную двухуровневую квартиру своей жены, купленную в элитном ЖК «Покровский берег». Его годового дохода в 363,5 млн как раз должно было на нее хватить. Кстати, месяц спустя в тот же дом перебралась и жена другого сенатора-миллионера, Александра Верховского, у которого уже было в этом доме жилье. Непонятно только, почему еще одну из квартир жены, в шесть комнат, площадью 225 кв. м, Верховский задекларировал лишь в этом году, хотя куплена она была семь лет назад. Честность победила скромность?
Вот и сенатор от Курска Виталий Богданов перестал стесняться и признался в том, что у него уже три года как есть трехэтажная вилла в Николиной горе. Аналогичный домик в этом поселке стоит порядка 100 млн рублей. Годовая прибыль Богданова – лишь 8 млн. Накопил. Вероятно, долго копил. Годом раньше, допустим, сенатор принес в дом вообще лишь 2,5 млн. Один из основателей «Единой России», Виктор Абрамов, тоже наконец-то зарегистрировал семейные особняки (свой и жены – полторы тысячи квадратов) в деревне Шульгино, недалеко от Барвихи. Рыночная цена приобретения – около 6 млн $. За последние 10 лет Абрамовы официально не заработали и треть этой суммы.
И только Дмитрий Саблин, первый зампред «Боевого братства», так и не внес в декларацию всего, что ожидалось. Там, например, он указал почти гектар земли в Барвихе, где у него давно стоит вилла в 4 этажа, но до сих пор не отчитался об особняке в поселке «Жуковка XXI». Судя по архивным снимкам из космоса, ремонтные работы на участке не идут уже года три. На генплане поселка это дом №14, но сам Саблин уверяет, что до сих пор его не достроил. Тянет это имение где-то на полмиллиарда рублей.
Загнанные в тупик Если некоторые сенаторы прибедняются, то отдельные члены правительства хотят казаться богаче, чем они есть. Адрес своей пятикомнатной квартиры на Можайском шоссе Ольга Шувалова, жена первого вице-премьера Игоря Шувалова, в свое время указывала как домашний при регистрации офшорных компаний. Площадь этой квартиры по документам – 170,6 кв. м. Шувалов указал в декларации другие данные – 175,7 метра. Схожая история и с другим вице-премьером, Сергеем Приходько, который руководит аппаратом правительства. У его семьи есть две квартиры в Шведском тупике в Москве, в самом дорогом доме страны, – 126,9 и 226,9 кв. м. Но в декларации чиновника указан другой метраж – 130,2 и 227,5.
– Просто мой руководитель считает, что лучше в декларации показать больше, чем есть, нежели меньше. На всякий случай. Чтобы точно не возникло претензий, что он что-то утаивает, – пояснил «Собеседнику» помощник одного из отчитавшихся. Хотя все равно непонятно, почему не указать в декларации всё по-честному. Привычка? Взять того же Шувалова. Свой подмосковный дом он формально арендует. Но если посмотреть на собственника усадьбы – ею владеет некоммерческое партнерство «Заречье-4» Ольги Шуваловой, которая им же и руководит. Площадь дома – более 4 тысяч метров. Хорошо живут! Обложили в три этажа Администрацию президента кризис тоже обошел стороной. Бывший управляющий делами президента Владимир Кожин в прошлом году обзавелся не только новой должностью (помощник главы государства), но и новой квартирой в 332 кв. м. Назначенный год назад полпред Путина в Сибири Николай Рогожкин также не отказал себе в новоселье. У него появился очередной особняк – на 790,5 кв. м. Правда, совсем не в Сибири, а в местах, гораздо менее отдаленных от Москвы. В ноябре прошлого года полпред стал собственником скромной трехэтажки в элитном микрорайоне Балашихи – Никольско-Архангельском. Кроме этого, у семьи Рогожкина, который до назначения всю жизнь посвятил военной службе (не бизнесу), оказалось еще шесть домов, 22 земельных участка, семь гаражей, две конюшни, шашлычная и прочие генеральские излишества.
Советник президента Сергей Григоров (тоже, кстати, отставной генерал) из новенького обзавелся лишь земельным участком в одинцовском СНТ «Гранат». Впрочем, приобретение кадастровой стоимостью более 12 млн рублей оказалось несколько условным. На этом участке уже шесть лет как стоит трехэтажный садовый дом чиновника. А рядом – два гаража, баня и несколько хозпостроек, право собственности на которые тот оформил лишь после подачи декларации.
Но Григоров хотя бы сделал это, а вот в отчете помощника президента Андрея Фурсенко квартира площадью 139,1 кв. м, что на улице Рочдельской у Белого дома, не упомянута вовсе. И непонятно, почему.
Загадок в декларациях наших чиновников и в самом деле хватает. Хотя чего удивляться – есть с кого брать пример. Вот Владимир Путин уже который год указывает как находящуюся у него в пользовании служебную квартиру в 153,7 кв. м. Квартир такого метража, принадлежащих Управделами президента, в архивах Росреестра обнаружить не удалось. Может, где-то лишний нолик стерся? /Кстати В своих декларациях чиновники указывают не только недвижимость, но и несовершеннолетних членов семьи. Судя по отчетам, в прошлом году у некоторых из них в семье произошло пополнение: у первого зам. главы администрации президента Вячеслава Володина и министра юстиции Александра Коновалова появились сыновья, а у пресс-секретаря Путина Дмитрия Пескова и министра связи Николая Никифорова – дочери. И это та перемена, с которой чиновников действительно можно искренне поздравить. Если те, конечно, и тут ничего не напутали.