Страховщики, в свою очередь, обвиняют автомобилистов в непонимании принципов работы скидочной системы
Автомобилисты страдают от многочисленных отказов страховщиков в предоставлении скидки по ОСАГО за безаварийную езду. С 2011 года все данные о скидках хранятся в единой автоматизированной информационной системе Российского союза автостраховщиков (РСА). Данные в систему вносятся страховыми компаниями, и последние уверяют, что система работает исправно, хотя признают, что у отдельных граждан всё же могут быть проблемы.
В связи с этим депутат Госдумы Ярослав Нилов (ЛДПР) направил депутатский запрос президенту РСА Игорю Юргенсу и главе Центробанка Эльвире Набиуллиной (ЦБ регулирует сферу страхования) с просьбой устранить сбои в электронной базе.
«В мой адрес поступила информация от граждан, обеспокоенных следующей проблемой. Автовладельцы, желающие приобрести полис ОСАГО, при перезаключении договора обнаруживают, что утрачена так называемая скидка за безаварийную езду — КБМ (коэффициент бонус-малус), — говорится в запросе Нилова (есть в распоряжении «Известий»). — По-видимому, в функционировании базы РСА существуют принципиальные недостатки. Множество граждан при проверке своих данных сталкиваются с тем, что имеющиеся в базе сведения некорректны, а это ведет к утрате права на скидку. Сведения и изменения в систему загружаются только страховщиками. Прошу вашего вмешательства в целях защиты прав граждан».
Бонус-малус делит автомобилистов на классы в зависимости от стажа страхования, количества аварий либо их отсутствия, автолюбителям присваиваются понижающие или повышающие коэффициенты. Для аккуратных водителей — 0,95–0,5 (на эти цифры умножается стоимость полиса), для аварийных автовладельцев — 1,4–2,45. Впервые страхующийся гражданин платит базовую стоимость с коэффициентом «1». Чтобы претендовать на первую, пятипроцентную скидку, достаточно лишь год ездить без аварий.
Страховые агенты, пожелавшие остаться неназванными, подтвердили «Известиям» нестабильность в работе базы страховщиков.
— Проблемы с определением коэффициента бонус-малус возникают через одного клиента, — рассказал один из собеседников. — Вот одну семью страхую не первый год: они все взрослые водители, никаких аварий, а скидку по ОСАГО система не выдает. Еще был случай — у одного клиента приписали зачем-то к фамилии лишний мягкий знак. Случайно это вскрылось, были большие проблемы с оформлением полиса. Это тоже говорит о качестве системы.
На одном из популярных интернет-ресурсов, позволяющих проверить наличие скидки в системе РСА (kbm-osago.ru), звучат более жесткие комментарии в адрес страховщиков:
«Объясните, я 25 лет за рулем без аварий. А с этой базой у меня 4-й класс (скидка 5% вместо максимальной — 50%). Где справедливость?»— недоумевает пользователь Сергей.
«У меня водительский стаж 19 лет, а КБМ не найден, возвращен стандартный класс. Почему?» — негодует пользователь Alex.
«Достал уже этот бардак. Я считаю, что если стаж больше 10 лет и нет никаких данных об аварийности страхователя, то КБМ должен быть 0,5 по презумпции невиновности», — пишет Юрий.
В РСА признают сбои в своей базе, но упирают на то, что это единичные случаи.
— В базу данных РСА ежегодно вносится более 40 млн записей, и, безусловно, такой массив не может быть идеально чистым. Но мы ведем постоянную работу по проверке базы и устранению ошибок. В случае неправомерного применения коэффициентов автовладельцы могут обратиться в РСА. Надо подчеркнуть, что КБМ эффективно применяется при расчетах стоимости полиса, — сообщили «Известиям» в пресс-службе РСА.
В ассоциации сообщили, что в 2014 году 35 млн из 40 млн водителей смогли сэкономить на ОСАГО, половина из них (17,5 млн) получили скидку 25–50%. Тем не менее в 2013 году число аварий не превысило 205 тыс. (по статистике ГИБДД), то есть в 2014-м как минимум 4,8 млн водителей при перезаключении договора ОСАГО могли претендовать на скидку. Так что расхождения достаточно существенны — даже с учетом такого фактора, как увеличение автопарка в стране: но и его прирост в последние годы не превышает 3 млн автомобилей (за 2013-й год — плюс 2,4 млн авто; за 2014-й данных «Автостата» еще нет). Кроме того, число получивших права за 2014 год выросло на 2,5 млн человек.
Страховщики предполагают, что сбои могут быть связаны с ошибками самих водителей.
— Если человек в течение года не страховался, то при заключении договора на следующий год история страхования начинается заново. Как и в случае с любой базой данных, при работе с базой РСА есть вероятность попадания в нее некорректных или неполных данных, опечаток и т.д. Нередко автомобилист, поменявший водительское удостоверение (например, при смене фамилии), забывает сообщить об этом своему страховщику, как того требуют правила страхования. Как результат — в системе РСА отсутствует связь между его новым удостоверением и предыдущей историей страхования, — объясняет начальник отдела методологии автострахования компании СОГАЗ Юрий Горцакалян.
Чтобы решить проблему, водителю, уверенному, что его несправедливо обделили скидкой, в СОГАЗе рекомендуют вернуться к старой схеме, действовавшей до начала работы базы РСА, — обращаться в свои старые страховые компании со старыми полисами ОСАГО, собирать справки о безаварийной езде.
— После исправления данных вы можете написать заявление в страховую компанию, с которой уже заключен договор, и она вернет вам переплаченную часть страховой премии. Но с этим лучше не затягивать — если срок действия заключенного договора истечет, вернуть по нему переплаченную премию уже нельзя, — добавил Горцакалян.
Нилов убежден, что страховщики обязаны самостоятельно решать свои проблемы, не нагружая ими своих клиентов.
— Российская система страхования, особенно по продукту ОСАГО, работает безобразно, а последние повышения тарифов (в октябре и апреле) еще более усугубили ситуацию. Система электронного учета коэффициента бонус-малус барахлит — это и есть зеркало отношения страховщиков к клиентам, которые для них не более чем источник дохода. Если страховой бизнес рассчитывает развиваться в цивилизованном русле, он обязан устранить все свои огрехи, которые бьют по кошельку клиентов, — сказал «Известиям» депутат.