Пенсионеры не смогут записаться на первые и последние часы работы поликлиники
Московские поликлиники начинают делить пациентов по степени занятости. Как рассказал «Известиям» вице-мэр по вопросам социального развития Леонид Печатников, утреннее и вечернее время при записи к терапевту поликлиники оставят только для тех, кто работает. В частности, в поликлинике № 166 два часа в день (8.00–9.00 и 19.00–20.00) планируют «резервировать» для женщин до 55 лет и мужчин до 60 лет. Как объяснили в поликлинике, новый график вводится потому, что у людей, которые с утра до вечера на работе, обычно нет времени, чтобы прийти к врачу днем.
— Утренние и вечерние часы мы резервируем для работающего населения, — сказал Леонид Печатников.
Он не уточнил сколько поликлиник в Москве планируется перевести на новую систему записи пациентов. Разделение потока пациентов будет проходить автоматически. Люди записываются в поликлинику по медицинскому полису, а компьютерная система ЕМИАС (Единая медицинская информационно-аналитическая система) считывает информацию с полиса и «видит», сколько пациенту лет.
Как рассказал заведующий филиалом № 1 поликлиники № 166 Валерий Герасимов, в его учреждении новые правила записи к терапевтам и врачам общей практики в рамках эксперимента, как планируется, начнут действовать с июня. Первый и последний часы работы учреждения будет доступен для записи только пациентам, которые не достигли пенсионного возраста. По российскому законодательству, это женщины до 55 лет и мужчины до 60 лет. Пенсионеры, записываясь к терапевту через инфомат, по интернету или по телефону, просто не будут видеть утренних и вечерних «окошек» — например, на 8.20 или на 19.30. На всё остальное время приема ограничений не будет.
— Новый график мы попробуем ввести для удобства работающих людей — чтобы они могли реализовать свое право на медицинскую помощь, не отпрашиваясь с работы, — сказал Валерий Герасимов. — Я думаю, освобождать для них нужно не больше часа утром и не больше часа вечером. Ведь в основном в поликлинику ходят всё же люди пожилого возраста, поскольку у них больше заболеваний. И о том, чтобы им было удобно лечиться, нам тоже, конечно, нужно заботиться. Когда кончится «пробный» месяц, мы посмотрим, нужно ли время только для работающих увеличить или уменьшить.
Валерий Герасимов напомнил, что москвичи сами предложили выделить время «только для работающих» в ходе краудсорсингового проекта «Московская поликлиника». Также участники проекта предлагали сделать полноценными рабочими днями субботу и воскресенье, департамент здравоохранения после этого пообещал «увеличить доступность» приема в выходные.
Как говорил руководитель департамента здравоохранения Алексей Хрипун на встрече с жителями СВАО в апреле 2014 года, больше всего людей приходит в поликлиники как раз в начале и в конце дня.
— У нас получается утром волна приема в поликлиниках, днем спад, а вечером опять волна. Потому что людям, которые работают, сложно попасть днем. Есть пенсионеры, которые могли бы попасть в серединочку, но они тоже любят по утрам ходить. Получается не очень рационально.
По словам ведущего научного сотрудника Института комплексных социальных исследований РАН Леонтия Бызова, около 35–40% москвичей и жителей других больших городов России работают более 9 часов в день.
— Первая причина — люди совмещают несколько работ. Это касается как неквалифицированных рабочих, так и интеллигенции. В больших городах приработок найти проще, поэтому здесь таких людей больше, — сказал он. — Вторая причина — у многих ненормированный рабочий день, особенно характерно это для офисных работников. Они не успевают выполнить свои обязанности в официально установленные сроки и часто уходят домой в 9–10 часов вечера.
В то же время член правления Лиги защитников пациентов Алексей Старченко считает, что новый график «дискриминирует пожилых людей».
— Почему у неработающих должно быть меньше прав? — сказал он. — С этим должна разобраться прокуратура.
По его словам, у пенсионеров могут быть свои неотложные дела, тем более что многие из них продолжают работать.
24-летняя москвичка Анна Тихомирова рассказала, что она работает в среднем 10 часов в день и ей бы хотелось, чтобы поликлиника учла ее нагрузку.
— Я выбираю для записи самое раннее время, но всё равно каждый раз опаздываю на работу, — рассказала она. — Например, я вижу, что самое раннее время, которое мне доступно в определенный день, — это 8.30. Я прихожу вовремя, но вижу толпу под дверью кабинета. В прошлый раз в очереди были бабушки, которые записались на 9.00 или 9.15 и пришли раньше. И люди стали говорить, что им всё равно, на какое время у меня запись и что у них «тут живая очередь». Наверное, в такой ситуации было бы логично, если бы вмешался врач и объяснил, что люди должны проходить в кабинет именно по записи, но он этого не сделал. Так что пришлось долго ждать.