Промышленное производство в РФ в апреле 2015-го упало на 4,5% по сравнению с апрелем 2014-го. Этот спад может стать началом реального кризиса, говорят независимые экономисты. Среди причин сокращения производства называют валютную лихорадку и финансовую изоляцию, которая обескровила реальный сектор примерно на 50 млрд долл. Впрочем, есть вероятность, что такой спад – статистический парадокс, который встречается в отчетах Росстата.

Промышленное производство в РФ в апреле 2015 года упало на 4,5% по сравнению с апрелем 2014-го после снижения на 0,6% в марте, сообщил в среду Росстат. За январь–апрель 2015-го промпроизводство снизилось на 1,5% по сравнению с соответствующим периодом 2014-го.

Столь существенное падение в промышленности в апреле стало неожиданным для экономистов. Согласно консенсус-прогнозу, составленному Интерфаксом в конце апреля, аналитики прогнозировали снижение промпроизводства лишь на 1,1%. Падение промпроизводства в апреле на 4,5% в годовом выражении стало максимальным с октября 2009 года.

Добыча газа в апреле снизилась на 3,5%, а за четыре месяца упала на 7%. Добыча нефти выросла на 1,2%, угля – на 2,4%. Существенный рост продолжается в тех секторах обрабатывающей промышленности, где возможно импортозамещение из-за продовольственного эмбарго. Так, производство мяса (за исключением мяса птицы) выросло в апреле на 11%. Производство сыров увеличилось на 21,5%. Правда, последний показатель может включать и часть фальсифицированной продукции с использованием растительных и пальмовых заменителей, которые, строго говоря, сырами назвать нельзя (см. «НГ» за 13.05.15).

Выпуск легковых автомобилей в апреле упал на 21,9%. Производство кирпича в апреле упало на 5,5%. При этом производство электроэнергии в России в апреле 2015 года выросло на 2,9%.

Прогноз Минэкономразвития от конца апреля на 2015 год предпослал снижение промпроизводства лишь на 1,3%. Ведущий эксперт Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) Владимир Сальников сообщил Интерфаксу, что в апреле наблюдалось существенное падение производства табака (по его словам, на 22% в годовом выражении), значительно упали добыча строительного сырья и выпуск стройматериалов (на 13%), сильно упало производство машин и оборудования (на 19%).

Ведущий экономист «Центра развития» ВШЭ Валерий Миронов не исключает, что апрельский спад – это один из «сюрпризов» в подсчетах Росстата, который может быть исправлен или уточнен позднее. Эту версию подтверждает относительно благополучная статистика грузоперевозок и производства электроэнергии в апреле. «Но велика вероятность того, что в апреле начался настоящий промышленный спад, который был отложен ажиотажным спросом в конце прошлого и в начале нынешнего года», – говорит Миронов. Промышленный спад может стать глубже из-за последствий валютной лихорадки и из-за проблем с выплатами внешних долгов российскими компаниями. Невозможность перекредитования привела к тому, что предприятия направили на погашение кредитов те средства, которые могли пойти на производство и инвестиции. Из-за финансовой изоляции России реальный сектор потерял около 50 млрд долл., говорит эксперт.

Кроме того, из-за полной валютной неразберихи многие отечественные предприятия не могут планировать результаты производственной деятельности и поэтому были вынуждены отказаться от части производственных проектов. Миронов предупреждает, что по итогам года спад промышленности и ВВП в целом может оказаться значительно глубже, чем можно было предполагать по результатам первого квартала 2015 года.

Между тем российские министры продолжают излучать оптимизм относительно будущей перспективы российской экономики. Темпы экономического роста с 2018 года могут достигнуть 4,5%, заявил вчера глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев. По его прогнозу, инвестиции с 2017 года будут расти примерно на 9% в год. Министр пояснил, что этот прогноз исходит из сохранения санкционного давления на прежнем уровне и прежней конъюнктуры мировых рынков, передает ТАСС.

Необычное падение промышленного производства в апреле министр связал с сезонными факторами. Он сообщил, что еще ранее прогнозировалось, что в апреле и в мае эта статистика будет ухудшаться. «Мы ожидаем изменение этого направления динамики в сторону позитивной с третьего квартала 2015 года», – сказал вчера Улюкаев.