Минфин подготовил первые расчеты к формированию федерального бюджета на 2016–2018 годы. Они предусматривают сокращение расходов в следующем году до 12,9% от определенного в действующем бюджете уровня

Варианты обсуждались в понедельник на встрече первого вице-премьера Игоря Шувалова с экспертами и во вторник на бюджетном совещании у премьер-министра Дмитрия Медведева, рассказали РБК два источника в финансово-экономическом блоке правительства.

Представитель секретариата Шувалова подтвердил РБК, что первый вице-премьер встретился с экспертами и обсуждал вопросы бюджета. Раскрывать подробности он не стал.

Как не потратить резервы

На совещаниях рассматривались четыре подхода к формированию бюджета на следующую трехлетку, рассказали РБК источники, знакомые с ходом обсуждения. По трем вариантам в Минфине уже проведены предварительные расчеты на основании предложений бюджетополучателей по распределению предельных объемов бюджетных ассигнований на реализацию госпрограмм и по направлениям деятельности, не входящих в госпрограммы. Заявки министерств и ведомств собирались до 15 мая.

Как следует из материалов к совещаниям, с которыми удалось ознакомиться РБК, только расчеты по одному из вариантов (он назван «Вариант 2») соответствуют цели основных направлений деятельности правительства по выходу на бездефицитный бюджет в 2018 году (0,2% ВВП) и позволяют вновь накапливать резервы.



Этот вариант предполагает уже испытанный в 2015 году метод линейного сокращения расходов на 5% в реальном выражении от уровня действующего бюджета на трехлетку. В марте—апреле этого года правительство провело линейное сокращение текущих расходов в номинале на 10% от своих планов на начало 2015 года.

По «Варианту 2» в 2016 году придется сократить расходы на 864,4 млрд руб. В последующие два года сокращения продолжатся. Такой подход позволит правительству сохранить на конец 2016 года чуть более 1 трлн руб. в Резервном фонде и начать его вновь накапливать в 2018 году, полностью отказавшись от финансирования дефицита из этого источника. Расходы бюджета в этих расчетах самые низкие по отношению к ВВП, они снижаются год от года — с 18,7% в 2016 году до 17,2% в 2017 году и 15,9% в 2018 году.


Что если отложить секвестр

По другому варианту («Вариант А») правительство продолжит финансировать расходы в конструкции, заложенной в уже сокращенный бюджет 2015–2017 годов. И в этом случае почти полностью лишится резервов уже в 2016 году. Грандиозное сокращения расходов от уровня бюджета 2015 года по этому варианту откладывается на 2018 год — в 2016 году будет сокращено только 58,7 млрд руб., а в 2018 году Минфин рассчитал секвестр в размере 2,2 трлн руб.


В номинальном выражении в год выборов президента сокращения могут оказаться в размере 34,2% от уровня 2015 года. Даже если же правительство пожертвует частью госпрограммы вооружений, избежать секвестра ниже 25,9% не удастся.


Третий вариант («Вариант 1») в отличие от «Варианта А» предполагает применение бюджетного правила на протяжении всей бюджетной трехлетки. И уже в 2016 году на финансирование всех расходов резервов нет — их, по расчетам Минфина, потребуется более 3,3 трлн руб., а на начало года в нем останется всего 1,9 трлн. При этом дефицит растет в следующем году до 4,7% ВВП, а расходы — до 21,4% ВВП. В 2018 году в Резервном фонде по-прежнему дефицит в 1,2 трлн руб. даже при условии, что его прекращают тратить и он начинает получать первые после кризиса доходы.

Вариант реформ

Наконец, четвертый вариант, который обсуждался на совещаниях в правительстве, предполагает принятие структурных решений, которые позволили бы правительству отойти от действующей модели распределения расходов в зависимости от конъюнктуры. Расчетов в общей бюджетной конструкции Минфин по этому варианту не делал, рассказали РБК два источника.

По словам одного чиновника, речь прежде всего идет об оптимизации социальных расходов. Их нужно не просто сокращать, а максимально оптимизировать сеть предоставления социальных услуг по здравоохранению и образованию. Этот вопрос обсуждался на совещании у премьер-министра Дмитрия Медведева 14 мая, тогда речь шла о возможной экономии на 23–30% от текущих социальных расходов и до 40% от расходов Минобразования, говорит источник.


«По мере того как рецессия протекает мягче, чем ожидали власти (-1,9% ВВП в первом квартале 2015 года, в то время как Минэкономразвития пересмотрело годовой прогноз с -3% до -2,7%), вероятность структурных преобразований растет. В условиях жесткого падения экономики происходит сжатие системы — она становится более интровертной, что проявляется в желании минимизировать риски за счет дополнительных бюджетных расходов. Такое наблюдалось в кризис 2008–2009 годов. Напротив, если ситуация позволяет, реформы проводить легче», — рассуждает главный экономист Deutsche Bank в России Ярослав Лисоволик.

Структурные реформы требуют в большей степени политической воли, чем денег, скептичен главный экономист Центра развития НИУ ВШЭ Валерий Миронов. По его словам, если бы оправдались худшие ожидания по динамике экономике, реформы стали бы вынужденной мерой. «Относительно благоприятная ситуация может их дестимулировать. А тем временем нужно решать проблему инвестиционной паузы, слабого финансового сектора и заточенного под сырьевой сектор законодательства», — призывает он.

Пресс-секретарь премьера Дмитрия Медведева Наталья Тимакова не подтвердила РБК бюджетное совещание у премьера и отказалась комментировать предлагаемые правительству варианты решения. В Минфине также отказались подтвердить расчеты и не комментируют совещание у премьер-министра.


По словам источника в правительстве, в среду все расчеты будут представлены Владимиру Путину. По сообщению пресс-службы Кремля, 20 мая президент проведет совещание с членами правительства по подготовке федерального бюджета на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов. «В повестке дня совещания — вопросы подготовки целевого сценария прогноза социально-экономического развития страны», — цитирует сообщение ТАСС.