Жилье для военных — сложный вопрос государственного уровня. Некоторые военнослужащие годами стоят в очереди и ждут получения жилья. Председателю Смоленского гарнизонного военного суда Анатолию Сковородкину повезло больше: военный судья получил от государства бесплатно не одну квартиру и не один земельный участок, которые обратил в собственность, а затем продал. Как богатеют на страже государственных интересов избранные судьи, выясняли журналисты ПАСМИ.
Отдал долг Родине и остался на улице…
По словам Игоря Исмаилова, Сковородкин ранее предлагал ему решить жилищный вопрос за 20 тыс. долларов, которые будут «переданы нужным людям» и тогда полковник без проволочек сможет получить положенную ему от государства квартиру, которую он ожидает с 2007 г, по прибытию с Дальнего Востока. От предложения Сковородкина дать взятку Игорь Исмаилов отказался, а вскоре узнал, что квартира, в которой он проживал, продана судьей Сковородкиным, и ее нужно освободить в срочном порядке.
Чтобы избежать позора при выселении, Исмаилов и его семья были вынуждены переехать на съемную квартиру, выплачивая за найм жилья больше половины денежного довольствия полковника.
— Квартира была выделена судье, второй супруге Сковородкина и двум ее детям незаконно, — рассказывает Игорь Исмаилов, — впоследствии Сковородкин ее приватизировал на себя и детей жены (супруга от участия в приватизации отказалась).
При проведении журналистского расследования было установлено, что Анатолий Сковородкин в последующем на основании договора дарения и договора купли-продажи получил и доли детей своей второй жены, став полноправным владельцем недвижимости.
В том, что получение квартиры и ее последующая приватизация были незаконными, Игорь Исмаилов не сомневается. Как не сомневаются и следователи военного следственного управления по Западному военному округу, предъявившие обвинение Левчуку и по этому эпизоду уголовного дела.
— Во-первых, вторая жена Сковородкина и ее дочь не могли быть признаны нуждающимися в получении жилья, — отмечает Исмаилов, — в момент распределения и получения Сковородкиным квартиры у них уже имелась недвижимость в городе Ярцево Смоленской области, которая ими была куплена еще в 1999 г. и в последующем приватизирована на двоих.
Кроме того, по словам Исмаилова, у Анатолия Сковородкина уже имелась недвижимость в городах Красноярске, Иваново, в то же самое время Сковородкин вновь был поставлен на учет, как нуждающийся в улучшении жилья, уже имея государственное жилье в Смоленске.
Игорь Исмаилов уверен, что Анатолий Сковородкин вступил во второй брак фиктивно именно с целью получения квартиры, и задуманный план удачно воплотил в жизнь. В подтверждение его слов, брак «молодоженов» просуществовал ровно столько, сколько было необходимо для получения, приватизации, выкупа долей права собственности на квартиру у детей и в дальнейшем продажи квартиры. Сразу после этого супруги развелись.
Схемы решения квартирного вопроса судьи Сковородкина
Свою первую квартиру Анатолий Сковородкин получил еще будучи командиром взвода курсантов Ташкентского общевойскового командного военного училища. Однокомнатная квартира в Ташкенте была выделена Сковородкину по линии Министерства Обороны РФ в период с 1990 по 1991 год. Впоследствии Анатолий Сковородкин эту квартиру продал, а факт ее наличия, по словам Игоря Исмаилова, скрывает до сих пор.
Будучи судьей Красноярского военного гарнизонного суда, Сковородкин получил и квартиру в Красноярске.
— В Красноярск Сковородкин прибыл после окончания военного университета в Москве, — говорит Исмаилов, — двухкомнатная квартира была приватизирована на первую супругу Анатолия Сковородкина, судья от участия в приватизации отказался. В 2000-м году эта квартира супругой Сковородкина была продана.
Только одна из многочисленных квартир, по словам Игоря Исмаилова, была куплена Сковородкиным за его личные сбережения — это трехкомнатная квартира в городе Кемерово. Именно в Кемерово единственный раз были привлечены органы опеки и попечительства для защиты прав ребенка Сковородкина при продаже квартиры. В последующем все остальные квартиры выделялись Сковородкину только за государственный счет, и органы опеки игнорировали факт изменения условий проживания детей.
Была у Сковородкина недвижимость и в городе Иваново, где он занимал пост заместителя председателя военного гарнизонного суда.
— Четырехкомнатная квартира в Иваново была куплена за счет средств Управления Судебного департамента при Верховном суде РФ по Ивановской области, только 1/5 часть заплатил Сковородкин из личных средств, — рассказывает Игорь Исмаилов, — а остальную сумму оплатил судебный департамент. В 2007 году жена Сковородкина (на основании полученной доверенности от мужа) передала эту квартиру в безвозмездное пользование (по договору дарения), а фактически обменяла ее на новую 2-х комнатную квартиру в Новосибирске, да и Сковородину одновременно выдали справку о сдаче жилья в Иваново, благодаря которой он смог получить в дальнейшем три квартиры в Смоленске.
В ходе расследования установлено, что факт «покупки» — получения от судебного департамента квартиры в городе Иваново за бюджетные средства — Сковородкин скрывал вплоть до середины 2014 года.
В то время, когда Сковородкин еще являлся владельцем 4-х комнатной квартиры в Иваново (она была «подарена» военнослужащему ВВС в апреле 2007 года), Анатолий Сковородкин с женой, сыном и своими родителями — на тот момент гражданами Украины, имеющими 3-комнатную квартиру в городе Николаеве — были поставлены в очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий в городе Смоленске (на основании решения жилищной комиссии Смоленского гарнизонного военного суда от 17.11.06 г.). Решение принимали подчиненные Сковородкина и, конечно, не могли обидеть своего начальника и отказать в его незаконной просьбе.
— Решение этой комиссии было незаконным, — говорит Исмаилов, — поскольку Сковородкин на тот момент не мог представить полный комплект документов для признания его и членов его семьи нуждающимися в улучшении жилищных условий, а также еще имел на тот момент 4-х комнатную квартиру в Иваново.
Но, тем не менее, Анатолию Сковородкину, спустя совсем немного времени после постановки на учет, в августе 2007 года, выделяют двухкомнатную квартиру в престижном районе Смоленска в новостройке (82 квадратных метра приходится на одного человека). Понимая, что это незаконно, Сковородкин в качестве членов своей семьи вписывает своих родителей, которые на момент постановки судьи на учет (2006 г.) были гражданами Украины (гражданство и российские паспорта родители Сковородкина получили только в апреле 2008 г.).
Определенно вызывает недоумение, как вообще они могли быть признаны нуждающимися в улучшении жилья в Смоленске и поставлены на учет еще в ноябре 2006 г, являясь гражданами Украины, да еще получить жилую площадь за государственный счет.
Одновременно с получением 2-х комнатой квартиры судья Сковородкин умудрился получить еще и 3-х комнатную квартиру в Смоленске, которую ему выделили по линии Внутренних войск Московского округа МВД России.
— Эту квартиру по улице Верхне-Ясенный водозабор Сковородкин получил, введя в заблуждение генерал-полковника ВВ РФ Львова, — рассказывает Игорь Исмаилов, —впоследствии, когда вскрылись факты незаконного выделения ему этой квартиры, Сковородкин был вынужден освободить жилплощадь по решению суда.
Тем не менее, больше года Анатолий Сковородкин владел сразу двумя квартирами в Смоленске, в то время как тысячи кадровых военных с семьями живут в съемном жилье.
Дальше — больше. Получив «двушку» для себя и своих родителей, Сковородкин в срочном порядке, используя служебные связи, оформляет отцу и матери гражданство РФ (ноябрь 2008 года). А уже через год, в ноябре 2009 года родители Сковородкина приватизируют квартиру на двоих в равных долях. Анатолий Сковородкин выписывается из этой квартиры и отказывается от участия в приватизации, вновь становится «бесквартирным». Как отмечалось ранее, это позволило ему завладеть двухкомнатной квартирой, в которой проживала семья Исмаиловых.
Земельные аферы судьи Сковородкина
Судья Сковородкин успел «нагреть руки» не только на бюджетных квартирах. Используя свои хорошие отношения с главой администрации Смоленского района Смоленской области и председателями районных судов Смоленска, он умудрился совершенно бесплатно получить несколько земельных участков в престижном коттеджном поселке, расположенном всего в 4 км от Смоленска. Земельные участки под индивидуальное жилищное строительство были получены Сковородкиным и его родителями с целью незамедлительной продажи и обогащения за счет государства, а не для индивидуального строительства и ведения домашнего хозяйства на всех земельных участках. Доказательством тому, служит тот факт, что они были проданы буквально через месяц после их получения.
— Оформив своему отцу, человеку который ни дня не проработал на территории РФ, звание «Ветеран труда», Сковородкин через Смоленский районный суд добился получения для него земельного участка в деревне Боровая Смоленского района Смоленской области площадью 1408 м2, — рассказывает Исмаилов. — Для себя Сковородкин «добился» аналогичного звания и через суд получил в том же поселке участок площадью 1500 м2. Прошу обратить внимание, что рыночная цена каждого земельного участка в элитном коттеджном поселке, не считая построек, не менее 2 миллионов рублей. Таким образом, на простой афере с земельными участками в Боровой судья Сковородкин заработал не менее 6 миллионов рублей.
Участок площадью 1500 м2 в том же коттеджном поселке получила и мать Анатолия Сковородкина. Все эти участки Анатолий Сковородкин получил вне всякой очереди и определения категорий льгот и нуждаемости в выделении земельных участков.
— За какие заслуги престарелым родителям, только в 2008 г. получившим гражданство РФ и ни одного дня не проработавшим в Смоленской области, выделены два земельных участка, при наличии у них в собственности двух домов и земельного участка площадью в 5200 м2 по адресу: Смоленская область, Краснинский район, деревня Аносово, которые были ими были куплены в июне 2008 г., а зарегистрированы на правах собственности в 2011 г.? — задается вопросом Исмаилов.
Обо всех фактах незаконного получения Сковородкиным государственных квартир, земельных участков, о фактах вымогательства взятки полковник Исмаилов неоднократно сообщал в Генеральную прокуратуру РФ, Следственный комитет РФ, Главную военную прокуратуру и в Главное военное следственное управление СК РФ, правоохранительные органы, обращался к ряду депутатов в профильные комитеты, курирующие вопросы коррупции в Российской Федерации.
В настоящее время Исмаилов признан потерпевшим по уголовному делу в отношении бывшего начальника Смоленского КЭЧ Ивана Левчука. Что касается Анатолия Сковородкина, то 20 мая его ожидают на заседании ВККС для принятия решения о соответствии им занимаемой должности. На предыдущее заседание ВККС РФ, которое проходило 19 февраля 2015 г., Анатолий Сковородкин не явился по причине болезни. Если судья не появится и на этом заседании, то вопрос, скорее всего, решат в его отсутствие. Игорь Исмаилов искренне надеется, что судье Сковородкину, позорящему всю судебную систему РФ, не удастся избежать ответственности.