15 мая Госдума примет сразу во втором и третьем чтении законопроект, который позволит признавать деятельность любой «иностранной или международной неправительственной организации» нежелательной на территории России.
Любой — и коммерческой, и некоммерческой.
Определять степень желательности будет генпрокурор или его заместители — по согласованию с МИДом. Основание? Если эта организация «представляет угрозу основам конституционного строя РФ, обороноспособности страны или безопасности государства». Как это понимать? Спросите генпрокурора — как он будет это понимать. В тексте законопроекта объяснений нет. Правда, ко второму чтению число оснований для внесения в перечень «нежелательных» сократилось: первоначально предполагалось выгонять и за угрозу здоровью населения, общественному порядку, нравственности и даже загадочным «интересам третьих лиц». С момента объявления «нежелательной» организация, ее филиалы и структуры обязаны прекратить работу, все ее программы и проекты закрываются, счета и вклады в банках блокируются. За участие в работе запрещенной организации обещан штраф: для граждан — от 5 до 15 тысяч рублей. А тем, кто не уймется, после двух административных наказаний в течение года грозит Уголовный кодекс: штраф от 300 тысяч до 500 тысяч, а то и лишение свободы на срок от 2 до 6 лет... Это тот самый законопроект, который был внесен полгода назад за подписями Александра Тарнавского («СР») и Антона Ищенко (ЛДПР) и принят в первом чтении в январе 2015-го. По слухам (официально не подтвержденным, но и не опровергнутым), настоящие авторы скрываются где-то в недрах Совета Безопасности РФ. В любом случае без поддержки Кремля такого рода инициативы шансов на принятие иметь не могут — это аксиома. На несколько месяцев про скандальный законопроект как будто забыли. «Не пишите про него, а то сейчас как вспомнят, и придется принимать!» — то ли в шутку, то ли всерьез говорили журналистам некоторые депутаты в феврале, марте, апреле... Вспомнили. Будут принимать. Несколько поправок, которые профильный Комитет по конституционному законодательству одобрил без обсуждения, подписал все тот же г-н Тарнавский. Таинственное и какое-то стыдливое молчание сопровождало работу (если можно это назвать «работой») над резонансным законопроектом в парламенте. Ни один член фракции «ЕР» и КПРФ под текстом не подписался, хотя «за» голосовали все. Ни один депутат из «ЕР», КПРФ и ЛДПР не внес ни одной поправки ко второму чтению. Вала громких, победных комментариев от депутатов не слышно — вообще получить комментарий по содержанию получившегося в итоге текста оказалось непросто. Особенно по главному вопросу: кому бояться? Принятый в первом чтении текст сомнений не оставлял: в нем говорилось об «иностранных и международных организациях», то есть и некоммерческих, и коммерческих. Но ко второму чтению написали про «иностранные и международные неправительственные организации». Анонимные источники, близкие к вершинам российской власти, утверждали в СМИ, что теперь сфера действия закона ограничена лишь «неправительственными» по-западному, некоммерческими по-нашему организациями — ведь под их прикрытием желающие устроить в России «цветную революцию» ведут подрывную работу и т.д., и т.п. (Смотрите вечерами телевизор, там про это подробнейшим образом рассказывают ежедневно.) Нехорошие подозрения зародились после того, как на заседании профильного комитета его глава Владимир Плигин («ЕР») на вопрос Дмитрия Гудкова («СР»), касается ли законопроект в новой редакции коммерческих организаций, прямого ответа не дал, посоветовав «читать текст», в котором «предельно четко и ясно» все сформулировано. Такой же совет — читать текст — г-н Плигин дал позднее и журналистам. Читаем. И обращаем внимание на то, что в российском гражданском законодательстве нет такого понятия — «неправительственные организации». А есть коммерческие и некоммерческие. Это нам подтвердил и пожелавший остаться неизвестным эксперт. Да, в законе об НКО упоминаются «иностранные некоммерческие неправительственные организации». А в т.н. «законе Димы Яковлева», принятом в конце 2012 года, говорится о «структурных подразделениях международных организаций» и «иностранных некоммерческих организациях». Но в нашем-то шедевре законотворчества слова «некоммерческие» нет! А «неправительственными» на Западе называют некоммерческие организации, учрежденные без участия правительственных институтов. Среди наиболее известных международных НПО, работающих в России, — «Врачи без границ», правозащитные «Международная амнистия» и «Международная хельсинкская группа», экологический «Гринпис», «Репортеры без границ», антикоррупционная «Трансперенси Интернешнл». Над ними угроза нависает однозначно. Корреспондент «МК» обратился за разъяснениями к г-ну Тарнавскому (юристу). Он сказал: «Когда я вносил законопроект, то хотел, чтобы он распространялся и на коммерческие организации, потому что это был наш ответ на экономические санкции. И теперь я понимаю так, что в итоге на коммерческие организации его действие тоже распространяется». Оговорка про «неправительственные» применительно к международным организациям, по словам депутата, была сделана для того, чтобы его «перестали упрекать в том, что он поднял руку на ООН и другие межгосударственные организации». Некоторые депутаты, голосуя «за», в кулуарах выражают надежду, что закон этот — «просто для острастки» и работать не будет. Но в политическом театре, как и в театре обычном, повешенное на стену в первом акте ружье в третьем акте должно выстрелить (Антон Чехов). А перед нами не ружье, а оружие пострашнее «Арматы». Оно не заглохнет в самый ответственный момент и лупить будет сразу и по своим, и по чужим. При очередном ли серьезном обострении отношений с Западом, под воздействием ли параноидальных «антимайданных» кошмаров, а то и просто при необходимости плеснуть кипяточку на разгоряченное сознание россиян... Но ООН, ОБСЕ и даже Совет Европы с НАТО действительно могут спать спокойно. |