Наш народ доведен до состояния безумия
Сейчас в России говорят, мол, мы в свое время так отделали Германию, и вообще весь мир бы отделали, а дальше про ядерную пыль и ядерное оружие – и это полное безумие. Увы, наш народ доведен до состояния безумия. Я думаю отчасти потому, что произошла агрессия против Украины и был аннексирован Крым. Чтобы свести с ума немцев Гитлер совершил оккупацию Судет, Чехословакии и т.д., — и народ обезумел. Понабился Сталинград, поражение под Эль-Аламейном, чтобы немцы стали задумываться над тем, что происходит.
Бредовые идеи овладели Кремлём в феврале-ноябре. Но после этого последствия экономической катастрофы в самой России и военной в Украине стали очевидны для всех, кто хоть что-то понимает, а второй квартал будет намного тяжелей, чем первый. Сейчас кремлевский тренд изменился – он заключается в том, чтобы восстановить нормальные отношения с Западом, но восстановить нормальные отношения с Западом без потери позиций в Украине. Так сказать, восстановление отношений с Западом, желательно при расколе Евросоюза на своих и чужих, мол, будем решать «украинскую» и «крымскую» проблемы с Европой. Но Европа категорически и чётко устами Ангелы Меркель и Оланда заявила, что нет — этого быть не может, сначала мир в Украине, полное выполнение Минских договорённостей, решение проблемы Крыма, прекращение его оккупации Россией и после этого – пожалуйста, будем думать о восстановлении отношений. Пусть российский и европейские подходы – диаметрально разные, но это уже не желание завоевать Украину. Это скорее желание сохранить лицо после проигранной войны с Украиной. Потому что война с Украиной Россией проиграна.
Войну в Украине Россия проиграла
Когда это всё начиналось, в феврале в марте прошлого года, тогда цели были очевидными, конечно, не Крым был целью – целью была смена режима в Киеве, недопущение там демократического, проевропейского правительства. Помните, Жириновский говорил про расчленение Украины?! Мол, те районы Украины, которые, по мнению Кремля, тяготеют к России, с преимущественно русскоязычным населением – создали бы Новороссию под фактическим контролем России, с границами по Приднестровье и Харьков. Итак — эта цель не достигнута. Наоборот, в Украине проведены президентские выборы, выборы в Раду и сейчас Украина, как государство, безусловно, политически состоялась, несмотря на тяжелейшие условия. И второе – военные цели Кремля также не достигнуты.
Украину не раскололи. Крым тогда захватили, пока никто не опомнился, но он стал камнем на шее России — дотационный регион, тяжелый, изолирующий Россию от всего мира в международном плане. На Донбассе есть полоса, которую контролирует ЛНР и ДНР, но там ради сохранения этого контроля – постоянно русские военнослужащие. И, в общем-то, дальше они не в состоянии продвинуться. Как ни пытался Путин под Дебальцево взять реванш, как не говорил глава ДНР Захарченко про то, как дойдет до Киева, — так и не дошли. Военная цель не достигнута – поэтому война проиграна. Война бывает проиграна не обязательно, когда одна страна армией войдёт в столицу другой. Война проиграна тогда, когда не достигнуто целей войны и больше воевать невозможно. Невозможно воевать, потому что сейчас мировое сообщество находится в таком модусе, что готово не поднимать градус санкций и не продавать оружие Украине лишь при условии соблюдения status quo.
Как только начнётся новый этап войны, скажем захват Мариуполя или что-то ещё, тут же будут введены новые санкции, а США начнут поставки оружия и, зная это, Москва не решается начать военные действия. То есть Москва сейчас зажата, с одной стороны мужественным сопротивлением украинцев, а с другой стороны – единодушием всего западного мира. Она пытается как-то это расколоть, но не получается. Именно потому война проиграна.
Крымский вопрос
Теперешнее решение проблемы оккупированного Крыма требует тщательно продуманного решения. Оппозиционная российская партия «Яблоко» и «ПАРНАС» необходимость решения «украинской проблемы» включили в свои программы. Тут есть несколько принципиальных моментов. Это возращение Крыма под юрисдикцию Украины, это временная интернационализация Крыма через систему ОБСЕ, чтобы там некоторое время была администрация не украинская и не русская, а, скажем, администрация ОБСЕ при формальном включении территории в Украину. Также это подготовка нормального референдума в течение нескольких лет, как в Шотландии, это разрешение потомкам депортированных Сталиным участвовать в этом референдуме. На референдуме, проводящимся под международным контролем, ставилось бы три вопроса: «хотите ли вы остаться в Украине», «хотите ли вы перейти в Россию» и «хотите ли создать независимое государство».
К этому подходу сейчас склоняются очень многие. Потому что просто передать Крым обратно тяжело, это значит пренебречь волей местных жителей, а люди ведь – не собаки. Мы не можем считать подобно коммунистам, что люди лишь объекты, хотя понимаю, что многим в Украине хотелось бы просто вернуть ситуацию в довоенное состояние.
Я далёк от того, чтобы предполагать, что этот проект завтра на ура примут в Кремле. Но дело в том, что есть позиция ЕС. На днях была проведена российско-германская конференция очень высокого уровня, включая представителей германского МИДа, — и немцы не хотят ни на йоту считать, что Крым российский. Поэтому, если России действительно надо восстановить отношения с Западом – она должна искать какой-то компромисс. Иначе ничего не получится. И думаю, сейчас начнется политика торгов в этом вопросе – звучит это очень цинично, но это жизнь.