Почти три года правозащитники в России говорят о негативном воздействии на имидж некоммерческих, неправительственных организаций страны принятого в 2012 году Государственной Думы России Федерального закона «Об иностранных агентах». На защиту НКО встала и омбудсмен Воронежской области Татьяна Зражевская.
Напомню, закон требует от некоммерческих организаций (НКО), финансируемых из-за рубежа и занимающихся при этом политической деятельностью, зарегистрироваться в министерстве юстиции России в качестве «иностранного агента».
Цель властей была понятна: владение информацией о том, какие средства поступают из за рубежа для общественных организаций и на какие цели они тратятся. А то что словосочетание «иностранный агент» в исторической памяти россиян – бывших граждан Советского Союза, является синонимом понятия «Враг народа», так как в тридцатые годы ХХ столетия именно с такой формулировкой были репрессированы миллионы безвинных граждан, никого не интересовала. Представители органов власти в лучшем случае приводили в пример другие страны, где также используется термин «иностранный агент».
Против принятия закона с такой формулировкой выступали правозащитники, включая Омбудсмена России Владимира Лукина. Какие-то попытки делает до сих пор и его преемник Элла Памфилова. Буквально на днях она снова подняла этот вопрос вместе с другими правозащитниками на встрече с первым заместителем главы Администрации Президента РФ Вчеславом Володином. Как передают российские информагентства правозащитники приводили многочисленные примеры принудительно внесенных в реестр Министерства юстиции РФ некоммерческих организаций, якобы за их «политическую деятельность». Подчас такой деятельностью признают работу, направленную на реализацию интересов России, отметили участники встречи. Список видов «политической деятельности», составленный по результатам анализа применения закона «об иностранных агентах», показывает: «политической» может быть признана (и признается) практически любая деятельность НКО. В том числе высказывания в сети интернет своей точки зрения по каким-то решениям правительства.
В.Володин согласился с тем, что закон «об иностранных агентах» необходимо корректировать. Он предложил подумать над тем, каким образом можно было бы законодательно увязать понятие «социально ориентированных НКО» с невозможностью признавать их «иностранными агентами», с учетом того, что защиту прав и свобод человека и охрану окружающей среды действующее законодательство относит к видам деятельности социально ориентированных НКО.
Тем временем, со дня создания в Министерстве юстиции России реестра НКО, выполняющих функции иностранного агента, в него включены 55 организаций. Одним из последних в него был включен Воронежский «Центр защиты прав СМИ». Самое большое количество НКО, признанным «иностранными агентами», зарегистрированные в Москве (15 НКО). На втором месте — Санкт-Петербург (7 НКО). Из отдаленных от столицы регионов больше всего «иностранные агенты» обнаружены в Самаре (4 НКО). Далее идут Новосибирск, Мурманск, Челябинск (по 3 НКО); Калининград, Саратов и Ростов (по 2 НКО). Еще в 14 субъектах выявлены по одному «иностранному агенту» среди НКО.
Одним из последних в «черный список» министерства юстиции России попал Воронежский «Центр защиты прав СМИ», который, за нарушение законодательства был оштрафован мировым судом на 300 тысяч рублей, как и все 55 НКО – «иностранных агентов» по стране, признанных таковыми министерством юстиции России в лице его региональных управлений.
Комментируя ситуацию с включением этой организации в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента, Уполномоченный по правам человека, в Воронежской области доктор юридических наук, профессор Татьяна Зражевская высказалась однозначно: «Оснований для признания Воронежского Фонда «Центр защиты прав СМИ» некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, нет». Но суд в России по Конституции страны является независимым государственным органом и мнение омбудсмена ему не указ.
Примечательно, что в поддержку Центра выступил также губернатор области Алексей Гордеев, подчеркнувший, что решение о признании центра иностранным агентом считает «неправильным». Он также отметил, что правительство области не раз взаимодействовало с центром и «я ни разу не видел в их работе политических подходов».
По сообщению ИА REGNUM, основанием для решения министерства юстиции РФ послужило получение центром иностранного финансирования (чего центр никогда не скрывал, поскольку является некоммерческой организацией, а средства получает исключительно из некоммерческих и неправительственных источников), а также «участие в политической деятельности», которым министерство посчитало персональные высказывания руководителя центра Галины Араповой в качестве юриста по вопросам СМИ на страницах различных изданий и ее участие в работе… Общественного совета ГУ МВД по Воронежской области. В результате суд оштрафовал центр на 300 тыс. рублей. Катастрофическое с политической и имиджевой точки зрения решение министерства юстиции, одним махом зачислившего практически все СМИ региона в клиенты «иностранного агента» (а за 20 лет существования Центра его юристам приходилось защищать интересы большинства редакций региона, независимо от их политической ориентации), закономерно вызвало бурю возмущения в журналистском сообществе.
В справке Воронежского отделения Информационного агентства REGNUM сообщается, что «Центр защиты прав средств массовой информации» был создан в Воронеже в 1996 году. Она является некоммерческой организацией и специализируется на защите прав редакций СМИ и правовой защите журналистов. Несмотря на то, что центр зарегистрирован в Воронеже, его сотрудники оказывают юридическую помощь журналистам из любых российских регионов. Центр признан экспертной организацией в области защиты прав журналистов и в целом свободы слова на международном уровне, представляя интересы профессионального сообщества в Европейском суде по правам человека, Совете Европы, в рамках двустороннего диалога Европейского союза и России по правам человека. Ежегодно юристы центра ведут около 100 судебных процессов, в постоянном режиме консультируют более 100 редакций СМИ, в том числе осуществляя предпечатную правовую проверку готовящихся к выходу в свет (в эфир) текстов для многих редакций. Среди журналистов, получавших за эти годы квалифицированную помощь Центра были в том числе сотрудники практически всех СМИ этого региона России, в том числе журналисты регионального отделения агентства REGNUM.
Кстати, это не единственный случай, когда в реестр «иностранных агентов» включаются организация, защищающая права СМИ. Так, 30 января 2015 года в список НКО — «иностранных агентов» был включен Новосибирский «Институт развития прессы — Сибирь». Однако организации удалось доказать, что она не нарушала закон и суд прекратил дело об «иностранных агентах» в связи с отсутствием состава правонарушения по статье "Нарушении порядка деятельности некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента» (статья 19.34 Кодекса об административных правонарушениях). По делу об административном правонарушении организации грозило до 500 тысяч рублей штрафа. Юрист организации Ильнур Шарапов, представляющий интересы НКО, рассказал, что редкий случай когда некоммерческой организации удаётся выиграть дело против Минюста.
В истории с Воронежским фондом «Центр защиты прав СМИ» есть один положительный момент. Пожалуй впервые за «иностранного агента» заступился региональный омбудсмен и, что крайне важно, губернатор области. В основном, как показывает практика, эти структуры стараются не вмешиваться в процесс так называемого «разоблачения» НКО со стороны минюста и правоохранительных органов. Так случилась, например, с Саратовской общественной организацией «Ассоциация «Партнерство для Развития». Как только эта организация, которая боролась с экологическими правонарушениями, в том числе крупных корпораций, попала в поле зрения регионального Управления Министерства юстиции России, по ходатайству Прокуратуры Саратовской области, все чиновники в структурах Правительства области разом отвернулись от нее, заявляя, что «они не ожидали, что организация осуществляет свои экологические проекты за иностранные деньги».
Почему-то в обществе, в том числе среди чиновников, существует мнение, что для работы НКО деньги не нужны. При этом сами чиновники постоянно объясняют причину своих недоработк на службе нехваткой финансовых средств.
Очевидно, что российские НКО могут играть сколь-либо заметную роль в развитии гражданского общества, если изменится менталитет чиновников по отношению к общественной деятельности, добровольчеству, защиты прав человека, а также законы не будут являться препятствием для эффективного исполнения НКО своих обязанностей.