Interfax-Russia.ru – Грузовик "Прогресс " после старта с Байконура вышел на орбиту значительно выше расчетной и не смог пристыковаться к МКС. Попытки исправить положение ни к чему не привели.
Грузовой аппарат "Прогресс М-27М" стартовал с космодрома Байконур с помощью ракеты-носителя "Союз-2.1а" 28 апреля в 10:09. Космический "грузовик" должен был доставить необходимые для полета экипажа Международной космической станции (МКС) топливо, кислород, аппаратуру для научных экспериментов, посылки для космонавтов и астронавтов и подарки для членов экипажа к предстоящим праздникам, а также продукты питания.
Сейчас на МКС несет вахту интернациональный экипаж в составе россиян Геннадия Падалки, Михаила Корниенко, Антона Шкаплерова, астронавтов НАСА Скотта Келли и Терри Верста, а также астронавта Европейского космического агентства итальянки Саманты Кристофоретти.
Пошло не плану
Изначально планировалось, что через шесть часов после старта грузовой корабль должен причалить к МКС. Однако вскоре после отделения корабля от третьей ступени ракеты-носителя с "грузовика" перестала поступать телеметрическая информация. "Корабль находится в зоне видимости, но телеметрическая информация с него не поступает. Специалисты выясняют, почему", - сообщил агентству "Интерфакс-АВН" источник в космической отрасли.
Позднее в Центре управления полетами получили подтверждение, что на грузовом корабле открылись солнечные батареи, но не раскрылись антенны. "Солнечные батареи раскрылись штатно, но не раскрылись курсовые антенны. Из-за этого, скорее всего, на Землю не поступает телеметрия", - предположил собеседник агентства.
Выяснилось, что ракета-носитель "Союз-2.1а" вывела "Прогресс М-27М" на более высокую орбиту, чем планировалось. "По данным ЦУПа, "грузовик" оказался выше на 30 км от расчетной орбиты", - сказал источник в космической отрасли, добавив, что в ЦУПе проходит совещание специалистов, которые анализируют сложившуюся ситуацию.
Из-за нештатной ситуации специалисты ЦУПа приняли решение осуществлять сближение грузового корабля "Прогресс М-27М" с МКС по двухсуточной схеме.
Собеседник агентства отметил, что специалисты "по косвенным данным" делают вывод о том, что команды на борт корабля поступают. "Анализ параметров орбиты показывает, что корабль не сделал в автоматическом режиме два маневра, запланированные циклограммой полета на первом витке вокруг Земли. Очевидно, автоматика, зафиксировав нештатную ситуацию, дала отмену на проведение маневров", - предположил источник в космической отрасли.
По его словам, главная задача ЦУПа - установить устойчивую связь с кораблем, чтобы получать с борта телеметрическую информацию. "Без этого никакие маневры с кораблем невозможны, так же как и стыковка с МКС", - сказал собеседник агентства.
При этом он отметил, что высота орбиты грузового корабля достаточна для того, чтобы находиться на ней долгое время. "Поэтому у специалистов ЦУПа есть некоторый запас времени, чтобы разрешить ситуацию и обеспечить надежное управление кораблем", - отметил собеседник агентства.
Специалисты имеют возможность передать на борт "Прогресса" пакет необходимых программ, но они должны при этом убедиться, что аппаратура их восприняла, как следует. "То есть получить подтверждение от автоматики", - сказал собеседник агентства.
Между тем, как сообщил агентству "Интерфакс-АВН" эксперт, пожелавший остаться неназванным, если в ближайшие часы специалистам ЦУП не удастся установить с ним устойчивую связь и поднять орбиту до расчетной, грузовой космический корабль может быть потерян.
"По имеющимся данным, орбита корабля в перигее, то есть в нижней точке, составляет примерно 120-130 км. Таким образом, корабль "цепляет" плотные слои атмосферы", - пояснил собеседник агентства, отметив, что корабль, который движется с первой космической скоростью (примерно 7,9 км/сек), при прохождении плотных слоев атмосферы теряет скорость и разогревается.
Пристыковаться не удастся
К вечеру 28 апреля специалисты Центра управления полетами пришли к выводу, что грузовой корабль "Прогресс М-27М" уже не сможет по двухсуточной схеме добраться до МКС.
"Полученные с корабля видеокадры свидетельствуют, что он сильно вращается вокруг своей оси. Специалисты Центра управления полетами выдали команду на его стабилизацию, но удалось ли это сделать пока не ясно", - сообщили агентству "Интерфакс-АВН" в космической отрасли.
По словам собеседника агентства, спутник совершил пятый виток после запуска, и во время следующих витков корабль не будет уже находиться в зоне видимости наземных радиосредств, поэтому ближайший сеанс связи с ним будет возможен только во второй половине ночи 29 апреля.
При этом специалист отметил, что с каждым новым витком шансы на спасение "Прогресса" уменьшаются. "Если корабль не удастся спасти, произойдет его неуправляемый и неконтролируемый сход с орбиты. В этом случае зона падения несгоревших в атмосфере обломков может находиться в любой точке в пределах между 52 градусом южной широты и 52 градусом северной широты", - сказал собеседник агентства.
Вместе с тем в Роскосмосе заявили, что проблемы с "Прогрессом" решаемы. "Он находится на той орбите, на которую мы и рассчитывали. Наблюдаются некоторые проблемы с данными телеметрии. Но они устраняются специалистами Роскосмоса. Он находится на той орбите, которая задана", - заявил в эфире радиостанции "Русская служба новостей" представитель Роскосмоса Игорь Буренков.
Он отметил, что "солнечные батареи открылись, проблемы есть, но они решаются, просто нужно подождать".
В ночь на 29 апреля российский ЦУП предпринял две попытки установить устойчивую связь с грузовым кораблем. "На борт "Прогресса" было передано несколько команд, направленных на то, чтобы стабилизировать его положение и уменьшить вращение вокруг собственной оси. Сейчас идет анализ данных. По предварительной информации, задачи не были решены", - сообщил агентству "Интерфакс-АВН" источник в ЦУПе.
Затем специалисты ЦУПа предприняли еще несколько попыток взять под управление корабль. "Вопрос о возможной стыковке "грузовика" и МКС уже не стоит. Главное - обеспечить его более-менее управляемое и безопасное сведение с орбиты", - сообщил собеседник агентства.
Однако попытки восстановить ориентацию корабля и прекратить его вращение вокруг своей оси не принесли результатов. "Последняя попытка взять ситуацию под контроль окончилась неудачей. Принято решение больше попытки не повторять", - сообщили агентству "Интерфакс-АВН" в космической отрасли
Собеседник агентства отметил, что корабль начал самопроизвольное снижение: "Ожидаемое время падения его обломков на Землю - с 7 по 11 мая". При этом, по его словам, специалисты российской системы контроля космического пространства будут в постоянном режиме отслеживать сход корабля с орбиты и смогут за несколько часов до падения несгоревших в плотных слоях атмосферы обломков дать уточненный прогноз времени и их места падения.
По оценке специалистов, несгоревшие в плотных слоях атмосферы фрагменты конструкции корабля могут упасть в любой точке зоны, расположенной вдоль экватора и ограниченной с севера и юга 52 параллелями.
Между тем космический центр ВВС США на базе "Ванденберг" в Калифорнии уже зафиксировал 44 обломка на орбите рядом с грузовым кораблем "Прогресс М-27М" и третьей ступенью ракеты-носителя "Союз-2.1а", сообщил генерал-лейтенант Джей Рэймонд.
Впрочем, космический центр пока не может подтвердить, принадлежат ли обломки непосредственно "Прогрессу" и третьей ступени ракеты. По данным Центра, в настоящее время "Прогресс" совершает круговые вращения на 360 градусов каждые пять секунд.
По мнению академика Российской академии космонавтики им. К.Э.Циолковского Юрия Караша, обнаруженные вокруг "Прогресса" обломки свидетельствуют о том, что он активно разрушается и падает на Землю.
"Чтобы он превратился в конгломерат из 40 и более обломков, нужно, чтобы на него было оказано очень серьезное чисто физическое воздействие - либо изнутри, либо снаружи. Если изнутри, то значит, что он взорвался. А если снаружи, то значит, что он вошел в плотные слои атмосферы и рассыпается из-за воздействия термических и динамических нагрузок на него в процессе трения о воздух", - заявил эксперт агентству "Интерфакс-АВН".
Ученый считает, что существовать в таком виде "Прогресс" может очень непродолжительное время. "Он уже падает на Землю. Скорее всего, он просто взорвался", - подчеркнул Карнаш.
Ущерб и последствия
В космической отрасли общий ущерб от потери "Прогресса" оценивают приблизительно в 5 млрд рублей с учетом стоимости ракеты-носителя "Союз-2.1А", а также самого корабля.
При этом, как сообщил "Интерфаксу" источник на рынке страхования космических рисков, "Прогресс" был застрахован в "СОГАЗе" и "Ингосстрахе" на 2 млрд рублей на паритетной основе.
"По договору грузовой космический корабль "Прогресс М-27М" страхуется до момента стыковки с МКС. Если стыковка не состоится, это будет считаться наступившим страховым событием, речь пойдет об убытке по страхованию космических рисков", - пояснил собеседник агентства.
Вместе с тем, по его словам, "пока страховщики не имеют подтвержденной информации о том, что грузовой космический корабль не удастся спасти".
Что касается груза, который космический "грузовик" должен был доставить на МКС, то, как считает заместитель заведующего отделом психологии и психофизиологии Института медико-биологических проблем РАН Вадим Гущин, неудача с "Прогрессом" не фатальна для экипажа станции. "На станции есть достаточное количество и воды, и кислорода. Там такой запас был заложен, что это все не фатально. Работа не будет нарушена", - отметил ученый.
Тем не менее, по его словам, космонавты очень ждали личные посылки, это напоминает ситуацию с подарками в детстве. "Ждешь себе подарка, при этом ты не знаешь, что это будет, но очень хочешь получить. И когда не получаешь, все фрустрируется в твоей голове. Вот они этого на время и лишились", - отметил эксперт.
Поскольку "Прогресс М-27М" вышел из-под контроля после пуска и не смог доставить на МКС грузы, Роскосмосу придется пересматривать график запусков грузовых кораблей к международной станции.
Следующим после "Прогресс М-27М" должен был стартовать "Прогресс М-28М", который уже находится на Байконуре, и старт которого намечался на 6 августа. Теперь этот пуск придется сдвигать на более ранний срок, минимальное время на подготовку корабля должно занять не менее месяца.
"Видимо, как и обычно, при возникновении нештатных ситуаций или задержек в работах, подготовка грузового корабля к пуску будет организована в круглосуточном режиме", - сообщил источник на Байконуре агентству "Интерфакс-Казахстан".
По данным собеседника агентства, на Байконуре в режиме хранения находится также и грузовой космический корабль "Прогресс М-29М".
Для обеспечения МКС грузами с Байконура ежегодно запускается 4 грузовых корабля "Прогресс". Каждый "грузовик" доставляет на станцию более 2,5 тонны грузов. Топливо из баков грузового корабля перекачивается в двигательную установку станции и служит для поддержания ее орбиты.