Вчера депутаты рассмотрели в первом чтении проекты амнистий, подготовленных к 70-летию Победы фракциями ЛДПР, «Справедливой России» и президентом. Поддержан большинством в итоге был вариант Владимира Путина: за проголосовали 443 депутата. Ранее глава комитета по уголовному законодательству Павел Крашенинников («Единая Россия») объяснял, что президентский проект «в некоторых пунктах шире». Сделать его еще лучше, внеся поправки, депутаты могли вчера до 18:00. Второе и третье чтения пройдут в Госдуме в пятницу.
Вчера вечером комитет рассмотрел поправки. В итоге ко второму чтению ряды граждан, подлежащих амнистии, пополнятся теми, кто получил государственные награды СССР и РФ. Это пожелание высказывали многие ветеранские организации, говорят в комитете. Учитывали эту категорию в своем варианте справороссы. После внесения изменений во втором чтении смогут претендовать на амнистию ликвидаторы и пострадавшие не только в Чернобыльской катастрофе, но и на химкомбинате «Маяк». Депутаты уточнят, что амнистированы будут и граждане, уголовные дела которых только переданы в суд (если при этом они совершили нетяжкое преступление). Также запишут, что акт гуманизма не будет распространен на женщин с несовершеннолетними детьми или детьми-инвалидами, если они совершили преступления в отношении несовершеннолетних. В перечень статей, которые не попадают под амнистию, будут добавлены вандализм (ст. 214 УК РФ) и незаконное приобретение и сбыт взрывчатых веществ или взрывных устройств (ст. 222.1 УК РФ).
Однако члены комитета по уголовному законодательству, правозащитники и профессиональное сообщество до последнего момента боролись как раз за возможность сократить перечень таких «исключений». Прежде всего речь шла об осужденных по ч. 1 ст. 318 УК (применение насилия в отношении представителя власти). Именно эта статья вменяется в вину большинству из оставшихся фигурантов «болотного дела». Включить их в амнистию предложили депутаты фракции КПРФ, «Справедливой России», члены президентского совета по правам человека. Однако против, по сведениям «Ъ», были на Старой площади.
Бессильны оказались и лоббистские возможности «Деловой России». Бизнес-сообщество еще на стадии разработки проекта добивалось, чтобы амнистированными оказались бизнесмены, осужденные по всем частям ст. 159 (мошенничество) и ст. 159.4 (мошенничество в сфере предпринимательской деятельности). Эти пожелания учитывал вариант амнистии, подготовленный фракцией «Справедливая Россия». Зампред фракции справороссов Михаил Емельянов, представляя вчера партийный проект, заявил, что по предпринимательским статьям возбуждается много «заказных дел». Однако юристы АП посчитали, что акт гуманизма не стоит распространять на ч. 3 и 4 ст. 159 (мошенничество в крупном и особо крупном размере) и ч. 3 ст. 159.4 (мошенничество в предпринимательской сфере в особо крупном размере).
Авторы президентского варианта, «видимо, исходят из того, что “крупный” и “особо крупный” — это признаки тяжкого и особо тяжкого преступления», пояснил «Ъ» сопредседатель «Деловой России» Андрей Назаров. Но максимальные наказания по ст. 159.4 — «срок до пяти лет — как за преступления средней тяжести, на которые амнистия всегда распространяется», подчеркивает он, а по первым пунктам ст. 159 и 159.4 «не осужден ни один бизнесмен». По словам господина Назарова, это означает, что если амнистия будет принята в таком виде, то акт гуманизма «вновь не коснется ни одного бизнесмена, осужденного за мошенничество, как не коснулись две предыдущие» — экономическая амнистия лета 2013 года и приуроченная к 20-летию Конституции в декабре 2013 года.
Софья Самохина, Виктор Хамраев