Владимир Войнович заново переписал свою пьесу "Трибунал". Кафкианский сюжет остался тем же, что в первом, 1985 года, варианте. Ни в чем не повинный среднестатистический обыватель по недоразумению становится подсудимым, и чем дальше, тем невозможнее ему оправдаться. В новой версии действие переносится в наши дни, и потому одни узнаваемые типажи заменяются на другие. К примеру, главный герой Леонид Подоплеков теперь не рядовой сотрудник НИИ, а столь же неприметный сотрудник коммерческой фирмы. Его арестовывают лишь потому, что во время представления он подал голос, когда все в театральном зале молчали.
Самое существенное – это "шум времени", узнаваемые коллизии: судебные процессы по "Болотному делу", аннексия Крыма и грубые задержания участников акций протеста. Звучат заявления о том, что "наши твердыни – это оборонные заводы и алтари". Из другого лагеря доносятся обращенные к Председателю трибунала увещевания: оправдайте невиновного, и вы спасете свою репутацию.
"Трибунал" в театре "Кураж" поставил режиссер Владимир Мирзоев. Посмотрев премьеру, Владимир Войнович признался:
– Я знал, что Мирзоев меня чем-нибудь удивит обязательно, и вот он меня удивил. Сначала я насторожился, потому что я писал зловещую пьесу. Конечно, это комедия, но такая зловещая. Я хотел, чтобы спектакль был более мрачный, а он получился более веселый. Но вот я смотрю, как разворачивается действие, и чувствую, оно меня захватывает.
Владимир Войнович прав, в спектакле много смешного, однако пополам с жутью. И трудно сказать, когда больше становится не по себе. В тот ли момент, когда Подоплекова, предварительно обложив овощами и заткнув рот морковкой, приговаривают к медленному томлению в духовке строгого режима сроком на 10 лет, или когда Председатель трибунала в супружеской ласке прижимает лицо к торсу жены, облаченной в футболку с портретом Путина. Президент тут получается не лишним третьим.