Знаменитые еще с советских времен рестораны и кафе ВДНХ в скором времени могут исчезнуть. Новое руководство выставки, озабоченное обновлением имиджа ВДНХ и сменой концепции назвало их «шалманами» и объявило «вне закона». Бесконечные проверки надзорных органов, запрет на установку летних веранд и въезда техники на территорию, бесконечные судебные тяжбы, останавливают законный бизнес и вынуждают собственников кафе в буквальном смысле сложить оружие. Тот факт, что посетителей выставки оставят без полноценного питания, и без работы останутся порядка 100 человек, администрацию ВДНХ, видимо, не беспокоит, равно как и то, где будут питаться сотрудники выставочного центра, ведь альтернативы, кроме заведений быстрого питания, на территории выставочного центра нет.
Еще с советских времен ВДНХ славилось не только своими выставками, культурными объектами и потрясающей архитектурой, но и многочисленными ресторанами и кафе, которые гостеприимно распахивали двери перед гостями.
С десяток заведений общепита были способны накормить как многочисленных гостей выставки, так и весь ее персонал. Особенной популярностью у москвичей и гостей столицы пользовались кафе «Восточное», «Лагманная» и «Владикавказ», предлагающие посетителям огромный гастрономический выбор, в том числе и традиционные блюда национальных кухонь. За 30 с лишним лет работы «Лагманная», «Восточное» и «Владикавказ» заработали отличную репутацию среди посетителей ВДНХ, их названия стали своеобразным брендом, знаком качества. За десятилетия работы нареканий и жалоб со стороны клиентов практически не было, а вот положительных отзывов — хоть отбавляй.
Все заведения национальной кухни были открыты еще в советские годы, во время приватизации по решению трудовых коллективов были приватизированы активы предприятий, а затем выкуплены помещения кафе. Директорами стали начальники производств, те, кто самостоятельно поднялся по карьерной лестнице, пройдя все этапы от подсобного рабочего до руководителя ресторана.
Но спокойная жизнь, по словам руководителей кафе, закончилась с приходом новой администрации, которая вознамерилась полностью поменять облик выставки, заодно выставив на улицу всех прежних арендаторов и собственников недвижимости.
- Мы начали работать на территории выставки с 1982 года, - говорит главный бухгалтер кафе «Восточное» Оксана Макеева, — в 90-е годы, во времена приватизации трудовые коллективы приватизировали свои кафе и стали работать уже на правах собственников.
Однако представители руководства ВДНХ во главе с Владимиром Погребенко не хотят признавать заключенные с прежней администрацией долгосрочные договоры аренды, как и право собственности владельцев недвижимых объектов. В одном из интервью Погребенко обмолвился, что оснований для регистрации прав собственности, на его взгляд, не было и в настоящее время с некоторыми собственниками администрация разбирается в судах.
Но оснований для того, чтобы оспорить право собственности, у руководства выставки нет. А вот ресурсов задушить общепитовский бизнес вполне хватает.
Летние веранды вне концепции
Свою борьбу с так называемыми «шалманами» руководство ВДНХ начало с того, что очистила от летних площадок центральную аллею парка. Некогда стационарные кафе, к которым относятся «Восточное», «Лагманная» и «Владикавказ», имели возможность реализовывать продукцию собственного производства на летних площадках. Также рестораны были активными участниками различных культурных мероприятий, народных гуляний и т.д., при этом мобильные рестораторы мигом подстраивались под концепцию праздника и вносили свой вклад в мероприятие. Но новая администрация запретила им это делать. Вместо столиков под разноцветными зонтиками на центральной аллее недалеко от входа появились киоски — БВК (быстро возводимые конструкции), в которых продаются газировка, хот-доги, чебуреки — словом, все то, чем можно быстро перекусить. Арендовать такой киоск для реализации своей продукции администрация ВДНХ владельцам стационарных заведений общепита не предложила, пустив туда новых арендаторов.
Мало того, дирекция выставки запретила устанавливать летние веранды на территории кафе, прекрасно осознавая, что тем самым она нанесет удар по бизнесу, ведь в весенне-летний период основную прибыль приносят как раз летние площадки.
- Прежде мы каждый год перед сезоном согласовывали проект летней веранды с администрацией, - говорит генеральный директор ООО «Сулейман» (кафе «Лагманная») Рустем Исмаилов. - Порой переделывать дизайн-проект приходилось несколько раз.
В этом году в ответ на свою заявку об установке летней веранды руководители предприятий общепита получили отказ: дескать, летние веранды не будут соответствовать концепции выставки, а лишь станут портить архитектурный облик.
О какой конкретно концепции ведет речь дирекция выставочного центра, владельцы кафе не знают. Рестораторы готовы влиться в эту самую концепцию, поддержать любое предложение руководства ВДНХ, только предложений от последних пока не поступало.
Летнюю веранду у кафе «Владикавказ», которой собственник рассчитывал пользоваться не один год, и вовсе снесли по представлению государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы, а за незаконную постройку наложили штраф в размере 60 тыс рублей.
Эти действия собственник кафе впоследствии обжаловал в Арбитражном суде города Москвы. Суд постановил: решение о сносе было незаконным. Но новую веранду уже не построить!
Проверки длинной в бесконечность
Собственники кафе считают, про в борьбе с ними администрация ВДНХ использует административный ресурс: она насылает на предприятия общепита бесконечные проверки.
Росотребнадзор, ФМС, налоговая, АТИ, Росприроднадзор — надзорные органы обрушиваются на головы руководителей многострадальных кафе с завидной частотой.
- По большей части проверки инициированы по заявлению дирекции ВДНХ, — говорит Оксана Макеева,— якобы у нас в кафе грязь, антисанитария и т. д. Но жалоб непосредственно от посетителей не поступало.
У собственников кафе вызывает недоумение тот факт, что именно их обвиняют в нарушении санитарных норм. Арендаторы БВК, расположенных на центральной аллее, вообще не соблюдают санитарно-гигиенических правил.
- Согласно постановлению правительства Москвы от 30 марта 2004 года обслуживание посетителей и гостей выставочного центра осуществляется только через предприятия торговли и общественного питания, размещенные в капитальных зданиях, - отмечает Макеева, — это постановление до сих пор действует, его никто не отменял.
По мнению собственников «Восточного», «Владикавказа» и «Лагманной», администрация ВДНХ намеренно закрывает на это глаза. Ведь киоски не оборудованы водопроводом и канализацией, и продавцы берут воду прямо из общественного туалета. В распоряжении ПАСМИ оказались фотографии, которые подтверждают слова собственников кафе.
- Это вода техническая, — отмечает собственник, генеральный директор кафе «Восточное» Сергей Петраченков, — неизвестно, для каких нужд они эту воду используют.Тем временем надзорные органы пытаются поймать администрацию кафе хоть на каких-нибудь нарушениях. Штрафовали за сосульки на крыше, пытались поймать в кафе нелегальных работников, искали несвежие продукты и нелегальный алкоголь.
- Но у нас все в порядке, — отмечает Рустем Исмаилов, — все сотрудники у нас имеют медицинские книжки, разрешения на работу, налоги мы платим, за чистотой на территории следим. Но надзорные органы упорно продолжают искать нарушения там, где их нет.
По словам Рустема Исмаилова, один из проверяющих в разговоре с ним обмолвился, что разнарядка устраивать проверки по поводу и без была дана свыше.
Информационная война
Удар по репутации заведения — еще один из распространенных способов борьбы с неугодными собственниками, которым воспользовалась нынешняя администрация. Потребовав убрать рекламные штендеры у своих заведений (якобы это портит внешний вид), руководство ВДНХ разместило антирекламные предупреждающие плакаты «Администрация не несет ответственности за качество продукции и обслуживания».
- Тонкий намек на то, что в наших кафе можно отравиться, — говорит директор кафе «Владикавказ» Валерьян Хубашвили.
В прессе и на информационных сайтах, по словам владельцев кафе, о них также появилось много негативной информации.
- Якобы качество обслуживания у нас крайне низкое, продукция несвежая и заоблачные цены, — отмечает Макеева.- Это при том, что практически весь персонал ВДНХ ходит к нам на бизнес-ланчи.
Отметим, что цена комплексного обеда (салат, первое блюдо, горячее и напиток) в кафе «Восточное», «Владикавказ» и «Лагманная» в среднем укладывается в сумму 190-200 рублей.
- В настоящий момент альтернативой нашим кафе могут быть только заведения быстрого питания, - говорит Оксана Макеева, - но захотят ли посетители поменять комплексный горячий обед на гамбургер?
Некоторое время назад «Восточное», «Лагманная» и «Владикавказ» стали героями сюжета на телевидении. Владельцы кафе с удивлением смотрели передачу, в которой они выставлены хозяевами «шашлычек» из девяностых с соответствующем стилем ведения бизнеса.
- Якобы мы не пустили на кухню съемочную группу, потому что скрываем там грязь, антисанитарию, — говорит Хубашвили. — Но при этом в кафе «Владиковказ» вообще никто не приходил.
Генеральный директор «Владикавказа» Цезарь Хубаев уже написал претензию руководству телевизионного канала, то же самое сделали владельцы «Лагманной» и «Владикавказа». Ответов пока не поступало.
- В настоящее время мы опасаемся провокаций, - говорит Оксана Макеева, — судя по тому, что происходит сейчас, они способны на многое.
Ограничили доступ к собственности
Подъехать к собственности на личном или служебном транспорте для сотрудников и руководства «Владикавказа», «Лагманной» и «Восточного» с некоторых пор стало невозможным. По непонятным причинам администрация ВДНХ вынесла негласный запрет на проезд на территорию. Если раньше, чтобы проехать к своему кафе, собственник мог, как любой посетитель, заплатить за проезд, то теперь и это стало невозможным.
- Невозможно привести продукты, стройматериалы для ремонта, вывезти готовые блюда для доставки, — продолжает Оксана Макеева.
Собственники пытались выяснить причину подобного отношения, однако на ВДНХ избегают любого контакта с владельцами неугодных кафе. Валерьян Хубашвили — инвалид II группы, он писал жалобу на имя руководства выставки: для него нет иной альтернативы передвижения, кроме личного транспорта. Но ответом его никто так и не удостоил.
Также непросто вывезти за пределы территории ВДНХ продукцию собственного производства. «Владикавказ» производит знаменитые осетинские пироги, которые пользуются большой популярностью: заказы на них идут со всей Москвы и Московской области. Но чтобы заполнить продукцией фургон, легковушка делает несколько рейсов по территории ВДНХ.
Несмотря на всю сложность ситуации, владельцы заведений национальной кухни готовы договариваться. Но их письма и звонки остаются без ответа, разговоров с ними избегает как Владимир Погребенко, так и его замы. Директора кафе и ресторанов готовы изменить свои заведения в соответствии с требованиями новой концепции, готовы идти в ногу со временем. Они представители отечественного бизнеса, имеющего свои традиции. Это российский бизнес, продвигающий российские бренды. Но починенные мэра Собянина даже не хотят слушать своих партнеров, вытесняя их с территории выставки всеми способами. Однако руководство ВДНХ, видимо, забывает, что здания находятся в собственности директоров, и с собственниками так или иначе придется считаться.