«Роснефть» обвинила Минприроды и его министра Сергея Донского в лоббизме интересов частных нефтяных компаний. Так, передают «Ведомости», госкомпания оценила предложения ведомства о либерализации законов о допуске к разработке арктического шельфа.
Это не первый выпад компании под руководством Игоря Сечина в сторону кабинета министров. Днем ранее, напомним, стало известно, что Сечин направил вице-премьеру Аркадию Дворковичу письмо, в котором сообщил: если компания не дождется из Фонда нацблагосостояния запрашиваемых денег до 1 июня, то она сдвинет сроки освоения новых месторождений и проектов, в том числе в ЯНАО. В частности, в письме указано, что на два года позже может начаться разработка Русского месторождения (в 2019 году вместо 2017 года), а Юрубчено-Тохомского – на год (в 2018 году вместо 2017 года). При ограничении финансирования «Роспан» не увеличит добычу к 2018 году до 18 млрд кубометров газа и до 6 млн тонн углеводородов: «Ожидается неисполнение законтрактованных обязательств по поставке газа». План «Роспана» на 2020 год – 100 млрд кубометров, по данным вице-президента «Роснефти» Влады Русаковой, более чем на 80 млрд кубометра газа заключены контракты.
Это скажется и на добыче компании –по двум проектам за 5 лет меньше будет на 10 млн тонн. А доходы бюджета сократятся более чем на 90 млрд рублей. Для «Роснефти» негативный эффект состоит в снижении инвестиционной привлекательности проектов – чистый дисконтированный доход уменьшится на 50 млрд рублей, оценивает Сечин.
Вряд ли реалистично выделить деньги до 1 июня, сетует федеральный чиновник: «Письмо «Роснефти» похоже на шантаж».
Что касается выпада относительно шельфа, то заявление «Роснефти» было распространено в СМИ сегодня, 22 апреля, утром, после того, как Донской заявил, что для работы на шельфе предлагается использовать механизм создания консорциумов, по опыту Норвегии, и к участию в консорциумах будут допущены частные компании. «Консорциум будет создаваться под руководством государства, точнее – будет проводиться предквалификация участников, а государство должно будет их одобрять», – объяснил он. «Одновременно мы предложили приостановить выдачу лицензий госкомпаниям без аукционов и конкурсов», – добавил Донской. Если консорциум под определенные участки не создается, Минприроды предлагает выставлять их на аукцион для компаний, которые имеют опыт работы на шельфе, как на российском, так и зарубежном, и необходимые финансовые и технические возможности.
В «Роснефти» считают, что действующая система, которая предполагает обязательное партнерство с госкомпаниями, «позволяет защищать интересы государства при разработке арктического шельфа и определяет четкие правила допуска частных партнеров, как российских, так и иностранных». Это говорится в заявлении официального представителя компании Михаила Леонтьева. Идея допустить частные компании к разработке шельфа «прямо заточена под ЛУКОЙЛ», а изменение действующих правил – «по сути, это поддержка санкций», считает компания. Участие государства в предложенной Минприроды схеме «Роснефть» считает фикцией, поскольку в этом случае решение фактически передается конкретному лицу или компании. При этом «консорциумы создавать никто не мешал и ранее», – напомнил Леонтьев. Также он отметил, что «ни одна из российских частных компаний не проявила интереса к работе на шельфе» по действующим правилам, в отличие от крупнейших иностранных компаний.
«Это либерализация? Да нет никакой либерализации», – заявил Леонтьев ТАСС. По его словам, отдельные положения законопроекта, в частности о возможности партнерства на шельфе в рамках совместных предприятий, разрабатываются «под конкретные компании». Законопроект Минприроды «направлен на поддержку и либерализацию доступа к шельфу ЛУКОЙЛа и «Росгеологии», уточнил он. Про «Росгеологию» Леонтьев сказал, что это создаваемый «монстр», который нужно наделить полномочиями, «чтобы он встал на ноги», и что если законопроект будет принят, «компании фактически принудительно должны стать партнерами «Росгеологии» по освоению шельфа». Про ЛУКОЙЛ у Леонтьева есть вопрос, «является ли российской компания, зарегистрированная в офшоре» и «имеющая офисы в столицах нероссийских нефтедобывающих регионов».
Сейчас право работать на шельфе имеют «Роснефть» и «Газпром». Накануне Донской заявил, что у них около 80% шельфовых территорий (51 и 40 лицензий соответственно), а в нераспределенном фонде осталось около 20%. «Роснефть» назвала это заявление некорректным. «По оценке Роснедр, перспективная площадь шельфа составляет 4,4 млн кв. километров, а распределенный фонд на сегодня занимает площадь 1,8 млн кв. километров, соответственно, доля перспективного нераспределенного фонда составляет 60%, то есть большая часть», – заявил Леонтьев.
Представитель «Роснефти» напомнил, что крупнейшие иностранные компании до введения санкций стремились к сотрудничеству с Россией на шельфе и «его осуществляли», и до сих пор сохраняют интерес к таким проектам. «Это говорит о том, что данная система эффективна и представляет очевидный коммерческий интерес для стратегических игроков в отрасли. Санкции направлены на разрушение такого партнерства, а изменение правил, по сути, это поддержка санкций, поскольку дополнительно стимулируют эти компаний к разрушению сотрудничества, по правилам, ограждающим национальные интересы России», – заявил Леонтьев.
Обострившуюся дискуссию прокомментировал пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков. «Тема о допуске частных нефтяных компаний для работы на шельфе фигурирует на повестке и обсуждается уже года три-четыре, – напомнил он. – Существуют как сторонники, так и противники этой идеи. Окончательное решение за правительством, решение еще не вынесено». По словам Пескова, и та, и другая точка зрения – надо или не надо допускать частников на шельф – серьезно обосновывается каждой из сторон.
«Роснефть» и «Газпром» – госкомпании с опытом работы в акваториальных водах России не менее пяти лет – имеют эксклюзивное право работать на арктическом шельфе с 2008 года. С того момента их монополию не раз пытались нарушить частные компании и правительство. Например, в 2013 году Минприроды предложило выдавать лицензии на геологоразведку частным компаниям без конкурса, а в случае открытия крупного месторождения госкомпании могли бы иметь опцион на вхождение в такой проект с долей 50% плюс 1 акция. Министерство также предложило отдавать частникам лицензии на разведку и добычу на те участки, от которых отказались госкомпании.
Новый виток обсуждения вопроса о либерализации доступа к шельфу возник недавно «в связи с необходимостью сохранить темпы его изучения и освоения» в условиях санкций, говорил в конце марта 2015 года министр Донской. Из-за санкций проблемы с освоением участков уже возникли у «Роснефти»: ушли иностранные партнеры ExxonMobil, Eni, Statoil, которые должны были финансировать геологоразведочные работы в Арктике, кроме того, компания осталась без буровой установки West Alpha (принадлежит North Atlantic Drilling). Она бурила первую скважину в Арктике (в результате открыто месторождение «Победа»), но свернула работу. В результате «Роснефть» попросила Роснедра изменить условия пользования лицензионными участками по 12 проектам в Охотском, Печорском, Баренцевом, Восточно-Сибирском морях. Источник, близкий к Роснедрам, говорил, что «Роснефть» просит перенести срок работ на 1,5-2 года из-за ухода иностранных партнеров и больших инвестиций.
В марте Донской заявил, что уже весной-летом этого года правительство может решить вопрос о допуске частных компаний к шельфу. Тогда же министр энергетики Александр Новак сказал, что допуск частных компаний на шельф в целом поддерживает и его ведомство.