Секвестирование федерального бюджета уже отражается на уральских регионах, где заметили сокращение трансфертов на 2015 год. Между тем статистика показывает, что УрФО формирует долю бюджета страны, а получает в ответ в несколько раз меньше. В регионах сложившуюся систему – «чем беднее регион, тем больше бюджетные трансферты» – воспринимают с пониманием, хотя и признают, что хотелось бы больше поддержки от федерации. Эксперты считают основной проблемой системы то, что большая часть трансфертов распределяется между регионами по неформализованным принципам.
Сколько налогов уральские регионы отправляют в Москву, а сколько получают обратно в виде трансфертов? Znak.com задал этот вопрос властям субъектов УрФО.
В 2014 году доля отчислений Ханты-Мансийского автономного округа(ХМАО) в доходах бюджета России составила 15,2 %, это 1,92 трлн рублей, подсчитали в окружном правительстве. Это на 12 % больше, чем в 2013 году. Большая часть суммы – 1,4 трлн рублей (73%) – налог на добычу полезных ископаемых. В консолидированный бюджет ХМАО поступило при этом всего 246,4 млрд рублей, что, впрочем, больше, чем в 2013 году на 52,6 млрд рублей. Бюджетные трансферты по итогам 2014 года составили чуть более 8 млрд рублей. В 2015 году власти региона рассчитывали получить 5,3 млрд рублей в виде трансфертов, но уже сейчас ясно, что планы придется сократить как минимум на 1,4 млрд рублей, обсуждают в правительстве. Отметим, это сокращение происходит из-за общего сокращения расходов федерального бюджета на 10%.
«Конечно, нам хочется больше поддержки из федерального бюджета. Но чем беднее регион, тем больше бюджетные трансферты, и мы это тоже понимаем», – говорит собеседник Znak.com из департамента экономразвития. Между тем Югре удается с каждым годом наращивать этот показатель доходной части бюджета. «Мы с каждым годом увеличиваем долю финансирования из федерального бюджета, так как активно участвуем в федеральных программах. Прошлый год был для нас показательным», – рассказала заместитель директора департамента финансов ХМАО Татьяна Урсу.
В Ямало-Ненецком автономном округе (ЯНАО) ситуация похожая. В 2014 году регион перечислил в федеральный бюджет 573 млрд рублей, это 80 % от общего объема доходов округа, подсчитали в департаменте финансов ЯНАО. При этом из федерального бюджета в казну автономного округа в прошлом году поступило лишь 2 млрд рублей, что не превышает 1,5% в доходах окружного бюджета.
«Структура финансовой помощи автономному округу из федерального бюджета выглядит следующим образом – 1,038 млрд рублей (52%) – финансовое обеспечение полномочий федеральных органов государственной власти, и только 963 млн рублей (48%) – софинансирование региональных расходных обязательств. Как видно из этих цифр, секвестирование федерального бюджета не приведет к ощутимой корректировке окружных программ. Тем более что мы и ранее дополнительно направляли собственные средства на осуществление большинства переданных федеральных полномочий», – сообщили Znak.com в окружном правительстве, уточнив, что работа по оптимизации расходов окружного бюджета ведется. Региональные власти подчеркнули, что «все социальные программы будут сохранены, сокращение коснется только расходов на государственное управление и прочих не первоочередных расходов».
В других регионах УрФО цифры скромнее, но прослеживается та же тенденция. По данным министерства финансов Свердловской области, в 2014 году в консолидированный бюджет России с территории региона поступило 100,4 млрд рублей доходов, это 35% от общего объема налоговых и неналоговых доходов региона. При этом безвозмездные поступления из федерального бюджета в казну Свердловской области в прошлом году составили только 21,17 млрд рублей.
По словам первого вице-премьера свердловского правительства Алексея Орлова, власти региона работают над привлечением инвестиций из различных источников, в том числе и федеральных средств. Орлов сообщил, что в рамках соглашения с федеральным Фондом развития промышленности 40 свердловских проектов претендуют на средства на сумму около 8 млрд рублей. Также свердловское мининвестиций планирует подписание соглашения о сотрудничестве с Российским фондом прямых инвестиций. Впрочем, есть и негативные примеры. Так, на 2015 год федеральные власти выделили только 350 млн рублей на развитие особой экономической зоны «Титановая долина». Второй транш в размере 750 млн рублей властям региона пока утвердить не удалось.
На территории Челябинской области в прошлом году было собрано 152,19 млрд рублей. «Из них 49,3 млрд рублей поступило в федеральный бюджет, то есть каждый третий рубль или 32,4% от общей суммы налоговых поступлений региона», – сообщили в министерстве финансов региона. При этом безвозмездные поступления из федеральной казны составили 24,5 млрд рублей. Однако в минфине уточнили, что значительная часть расходов на выполнение федеральных полномочий финансируется напрямую. «Это, например, содержание федеральных учреждений, финансирование федеральных программ. Мы не знаем, какие суммы федерация тратит на собственные (прямые) расходы – эти деньги не проходят через министерство», – уточнили в ведомстве.
Значительного сокращения федеральных трансфертов в 2015 году на сегодняшний день не планируется, утверждают в челябинском минфине. Тем не менее в этом году регион недополучит 1,22 млрд рублей, ранее утвержденных в бюджете РФ. «Почти все эти средства касаются реализации федеральных полномочий, таким образом, указанные изменения не повлияют на реализацию областных программ», – уточнили в минфине региона.
Из Курганской области в федеральный бюджет в прошлом году поступило 23,6 млрд рублей, это 54% общего объема доходов и сборов. Из федерального бюджета регион получил помощь в объеме 13,4 млрд рублей. В том числе 9,2 млрд рублей в виде дотаций, 2,1 млрд – субсидий, 1,8 млрд – субвенций, 320,5 млн – иных межбюджетных трансфертов.
Информацию о ситуации в Тюменской области получить не удалось, правительство региона не ответило на запрос.
Замдиректора Standard & Poors (S&P) направления госфинансов Карен Вартапетов напомнил, что существующая система распределения доходов была введена в середине 2000-х для выравнивания бюджетной обеспеченности регионов, диспропорции в доходном потенциале которых были очень большими. «Однако по прошествии десяти лет уже можно сказать, что несмотря на некоторый выравнивающий эффект, система сильно ослабила стимулы регионов к развитию собственной экономики и налоговой базы. При этом диспропорции остались большими по международным меркам», – отмечает эксперт. По его словам, основная проблема существующей системы распределения трансферов – низкая доля трансфертов, распределяемых по формулам и до начала финансового года. «Их доля всего 35-40%. Остальная часть распределяется по неформализованным принципам», – заключил он.
«Система доноров и реципиентов в РФ сложилась достаточно давно и неплохо себя зарекомендовала из-за большого количества квазигосударственных корпораций, ведущих свою работу в большом количестве отечественных регионов», – отмечает аналитик компании «Финам» Антон Сороко. По его словам, на сегодняшний день в России все-таки больше дотационных регионов, которые живут за счет огромных поступлений регионов-доноров вроде ХМАО и ЯНАО. Между тем он отметил, что, согласно проекта бюджета РФ на 2015-2017 годы, количество регионов-доноров в стране должно увеличиться с 11 до 14 штук. «Полагаем, что в сложной экономической ситуации, в которую сейчас попала наша страна, кардинально менять сложившуюся бюджетно-налоговую политику было бы не лучшим решением. Лучше сосредоточиться на улучшении инвестиционного климата, снижении административных барьеров для бизнеса и точечной поддержке наиболее перспективных отраслей экономики», – считает эксперт.