«Новая газета» принимает участие в сборе средств на фильм, посвященном судьбе режиссера Олега Сенцова, задержанного в Симферополе в мае 2014-го и обвиненного в терроризме. Решением Лефортовского суда 8 апреля срок содержания под стражей продлен до 11 мая. А 16 апреля Олегу Сенцову предъявили окончательное обвинение, хотя он категорически отрицает свою вину. Его коллега, режиссер Аскольд Куров (один из авторов фильма «Зима, уходи!», снявший также отмеченную многими наградами картину «Ленинленд»), начал работу над фильмом о Сенцове.
«Новая»: Аскольд, почему вы взялись за эту сложную тему. Ведь вы даже не можете взять интервью у своего героя?
Аскольд Куров: Знаю Олега лично, считаю, что он один из талантливейших современных режиссеров на постсоветском пространстве. Узнав о его аресте, о совершенно абсурдных обвинениях, был шокирован, ошарашен. Получается, что обвинить можно любого человека. Любого. Я ходил на судебные заседания, и утвердился во мнении, что Олег попал в плен какой-то страшной кафкианской истории. Вместе с тем, я понял, что реально ничем не могу ему помочь. Возможно, этот фильм привлечет внимание к этому делу, как-то поможет.
— Вы избрали специфический путь помощи — не акции, пикеты, а кино.
— Для меня это самый органичный, самый естественный способ высказывания.
— А какие основания, аргументы свидетельствуют о его невиновности?
— Нельзя ничего знать наверняка. Но можно судить о бездоказательных и абсурдных обвинениях: подготовка взрывов памятника Ленину и Вечного огня в Симферополе. Нет никаких следов, улик, документов, доказательств. К тому же, мне кажется, эти бездарные, тупые диверсии совершенно не соответствуют его характеру, воспитанию. Посмотрев его фильм «Гамер», почитав его сценарии, пьесы, можно убедиться в том, насколько далеки его мысли от любого террора. В качестве вещественного доказательства — назначен муляж бомбы, которая представляет из себя пластиковую бутылку, наполненную поваренной солью, найденную у одного из обвиняемых по делу. Олегу предъявлено обвинение в хранении оружия. Но сам он рассказывает: когда его пытали, ему надевали на голову пластиковый пакет, и в руки вкладывали какие-то предметы. Теперь на этих «каких-то предметах» (возможно, оружии), могут обнаружиться его отпечатки пальцев. К тому же его причислили к «Правому сектору» (деятельность националистической организации признана экстремистской на территории России — Ред.). Его, этнического русского, который даже не говорит по-украински, который всю жизнь прожил в Крыму. Еще один обвиняемый по этому делу Александр Кольченко — известный в Крыму антифашист — также «записан» в «Правый сектор». Все это доказывает, насколько небрежно, на скорую руку состряпано обвинение.
— Выдающие деятели культуры, кинематографисты всего мира активно выступают в защиту Сенцова. Вы думаете, это может как-то повлиять на решение суда?
— Не знаю, хочется надеяться. Но в любом случае, нельзя прекращать усилия, выступления, акции. Нельзя бросать человека. Надо что-то делать до тех пор, пока он не будет освобожден.
— Каким будет ваш фильм?
— Сложная задача сделать фильм о человеке, с которым мы не можем встретиться, поговорить. Одним из главных героев картины будет его сестра Наташа, которая занимается организацией всесторонней поддержки Олега, встречается с адвокатами, правозащитниками, активистами. Мне бы хотелось узнать, кто такой Олег Сенцов — с помощью его друзей, коллег. Людей, которые в него верят. Мне важно разобраться в том, что же случилось на самом деле. Это и фильм-расследование, и фильм-портрет. А кинематографический талант режиссера оценят опытные кинематографисты.
— Каковы прогнозы адвокатов?
— Самые пессимистичные. Они предполагают от 17 до 20 лет.
— Расскажите, кого уже удалось снять?
— Сразу после ареста Олега многие знаменитые европейские кинематографисты обратились с петицией на имя президента Путина с просьбой объективно разобраться в этом деле ... Среди них Вим Вендерс, Кен Лоуч, Кшиштоф Занусси, Педро Альмодовар, Агнешка Холанд. У нас возникла идея записать с ними видео-обращения, где они бы объяснили, почему они решили выразить поддержку Сенцову. Мы начали записывать обращения в Риге во время вручения Премии европейской киноакадемии. К примеру, Вендерс признался, что посмотрел фильм Олега «Гамер» в кинотеатре дважды. Меня удивило, насколько все они осведомлены, они проявляют участие, они действительно следят за этим процессом.
— Нет ли ощущения, что в Европе этим процессом интересуются больше, чем у нас?
— Конечно есть. А еще у них развито чувство солидарности, которого нам так не хватает. Продуманности и последовательности действий. У них в разных странах уже на ближайшие полгода расписаны акции: на различных кинофестивалях, где Сенцова, как и опального иранского режиссера Джафара Панахи, включают в состав жюри, а также в разных странах будут проводить флэшмобы, кинопоказы. Но и многие российские кинематографисты согласились присоединиться к акции поддержки. Мы уже записали видеобращения Марины Разбежкиной, Павла Бардина, Алексея Попогребского, Бориса Хлебникова, Виталия Манского, Евгения Гиндилиса. Проходили отдельные акции, в том числе с показом фильма. В Театре.doc была читка пьесы Олега «Номера». В то же время на фестивале «КИНО», получая награду за фильм «Ленинленд», я сказал со сцены про Сенцова. И вдруг некоторые заслуженные артисты и продюсеры возмущенно закричали из зала, чтобы я не смел превращать праздник кино в митинг. Не странно ли, «на празднике кино» пренебречь человеком, коллегой, попавшим в беду? Мне вообще кажется, что многие наши нынешние беды и происходят из-за нашей разобщенности, эгоизма, равнодушия.
P.S. На сайте «Новой» мы будем выкладывать видео-обращения известных кинематографистов мира в защиту Сенцова. Начнем этот показ с речи в суде самого обвиняемого режиссера.