Секретных агентов сделают юристами
Министерство образования вынесло на общественное обсуждение проекты образовательных стандартов для юристов правоохранительных органов и спецслужб. Будущим правоведам компетентных органов придется не только работать с бумагами, но и бороться с преступностью, что называется, в полевых условиях.
Среди требований, например, умение провести силовую операцию точно с буквой закона. Кроме того, в вузах должны научить будущего юриста в погонах применять при решении профессиональных задач психологические методы, средства и приемы. Возможно, такой юрист станет еще и переговорщиком, способным, скажем, убедить террористов, чтобы они отпустили заложников. В общем, работа предстоит трудная, но интересная.
Раньше юристов подобного профиля готовили в основном в ведомственных вузах спецслужб и правоохранительных органов. При этом зачастую выпускники академий для бойцов невидимого фронта и вовсе не считались правоведами. Предполагалось, что им нужны совсем другие знания. Кто-то должен хорошо стрелять, кто-то - уметь поставить жучок. Третьему потребуются навыки общения и убеждения, чтобы вербовать, допрашивать, вытягивать из людей правду. Вот и получалось, что юрист - это одно, а тайный агент - совсем другое. Хотя без закона даже в секретных делах никуда.
Поэтому в юридической профессии было введено несколько специализаций исключительно для силовых ведомств: "правоохранительная деятельность" и "правовое обеспечение в сфере национальной безопасности". А готовить таких специалистов начинают не только ведомственные, но и обычные (читай - гражданские) вузы. Например, Университет имени Кутафина начнет в этом году обучение по еще необычной для нашей страны специальности: "правовое обеспечение национальной безопасности".
Конечно, выпускники вуза, получившие подобную специальность, вряд ли будут забрасываться в дальние страны с секретными поручениями или сидеть в засадах на шпионов. Однако они будут следить, чтобы те, кто этим занимается, действовали строго в рамках закона. И не нарушали ничьих прав.
Особое направление работы подобных специалистов - борьба с коррупцией. Поэтому вовсе необязательно, что юрист с подобной квалификацией пойдет в спецслужбу или правоохранители, хотя там, безусловно, его будут ждать. Возможно, он устроится в антикоррупционное подразделение обычного ведомства и будет проверять декларации о доходах чиновников. Все ли живут по средствам? Важно, что учить в Московском государственном юридическом университете им. О.Е. Кутафина специалистов по национальной безопасности будут пять лет. Это специалитет, а не бакалавриат. В целом в юридическом мире преобладает мнение, что хорошее юридическое образование - это классическое образование, то есть именно специалитет.
А как готовить специалистов для правоохранителей и спецслужб, детально прописывают образовательные стандарты. Оперативно-разыскная деятельность становится одной из юридических специальностей, и это крайне важно. Абитуриенту, который решит пойти по линии "правоохранительная деятельность", предстоит выбрать одну из пяти специализаций.
Кроме оперативной работы это могут быть, например, "деятельность специальных подразделений" или "обеспечение безопасности в уголовно-исполнительной системе", то есть в тюрьмах.