Спустя год после окончания зимних Олимпийских и Паралимпийских игр в Сочи в городе появилось множество проблем, связанных с использованием объектов инфраструктуры, возведенных к спортивному празднику. Жители курорта жалуются на то, что олимпийские коттеджные поселки пустуют или используются не по назначению, а люди с ограниченными физическими возможностями свидетельствуют о том, что Сочи так и не стал городом с безбарьерной средой.
При строительстве олимпийских объектов часть жителей Сочи пришлось принудительно расселить: их дома мешали возведению дорог и стадионов. В 2011 году в микрорайоне Веселое-Псоу Адлерского района был построен коттеджный поселок Веселое-Псоу-2, куда должны были переехать вынужденные олимпийские переселенцы. Сегодня, спустя четыре года после сдачи в эксплуатацию, большинство домов в поселке запущено и разграблено.
По словам местных жителей, из 79 коттеджей к настоящему моменту заселены всего 18. «Поселок не охраняется, полностью разграблен, подвергается уничтожению, пустующие дома уже разрушены и используются не по назначению», — жалуется жительница поселка Ольга Богдан, чьи слова приводит местный интернет-портал.
По ее словам, за последние четыре года почти каждый пустующий дом подвергался разорению. «Мне жалко государственное имущество. Оно абсолютно бесхозное… Ведь все это ненормально, куда смотрят власти? Я знаю, что многие люди нуждаются в жилье, а здесь оно пустует. Почему такая бесхозяйственность, и почему дома не используются по назначению? Кто за это все отвечает?» — говорит женщина.
Поселок и правда представляет собой удручающее зрелище: во всех незаселенных домах выбиты окна и сломаны двери. Мародеры вынесли сантехнику, газовые котлы, электрические щитки. Повсюду валяются бутылки от спиртного, стены и лестницы расписаны нецензурными словами, виднеются следы крови. Коттеджи превратились в наркоманские притоны и убежища для бомжей. Территория поселка не благоустроена — вокруг домов кучи мусора и заросли бурьяна.
Жить в олимпийских коттеджах крайне небезопасно: по ночам со стороны российско-абхазской границы, возле которой расположен поселок, доносятся крики, кто-то дерется, зовет на помощь. Но полиция никак не реагирует на вызовы. Чтобы хоть как-то защитить себя, семья Ольги Богдан установила в доме видеокамеры, укрепила окна и двери.
В ФКУ Упрдор «Черноморье», в управлении которого находится Веселое-Псоу-2, корреспонденту RegNews отказались дать комментарий относительно состояния коттеджного поселка. Между тем несмотря на обилие пустующих домов, многие сочинцы, лишившиеся жилища из-за олимпийских строек, не могут добиться получения квартир в поселке. В Упрдоре им говорят, что их дома не попали в зону строительства, за которую отвечала организация, а значит, жилье им не полагается. Переселенцы уже несколько лет пытаются добиться правды в городской администрации и в суде, но это пока ни к чему не приводит.
В очереди на получение квартиры стоит по меньшей мере 30 тыс. жителей Сочи. Однако ни город, ни федеральная власть не делают ничего, чтобы уменьшить ее за счет олимпийских коттеджей и многоквартирных домов. Помимо Веселого-Псоу-2, незаселенным стоит целый микрорайон возле села Раздольное, которое входит в городской округ Сочи. Предполагалось, что в многоэтажках на время игр разместятся волонтеры и командировочные полицейские. К началу Олимпиады здесь успели возвести только «коробки», но пригодными для жилья их так и не сделали. После игр стройка так и не была завершена. На каком-то этапе за микрорайон отвечала компания «РЖДстрой», затем застройщик несколько раз менялся, и теперь уже «концов не найти», говорят сочинцы.
Самовольное заселение пустых домов также ни к чему хорошему не приводит. Печально известная сочинская семья Савельевых, которую выселили в ходе строительства олимпийской автотрассы М27, попыталась занять коттедж в Веселом-Псоу-2. Но Упрдор подал на Савельевых в суд, требуя освободить помещение. Судьба семьи решится 9 апреля, и скорее всего, суд вынесет решение не в их пользу.
Сочинские юристы и представители территориального общественного самоуправления считают, что разобраться в странной ситуации с якобы никому не нужным жильем может только правительственная комиссия при участии представителей общественности. Нужно составить перечень свободных объектов недвижимости и понять, почему они не достаются нуждающимся, говорят горожане.
Другой серьезной проблемой постолимпийского Сочи стал выход из строя всех построенных к Паралимпиаде объектов доступной среды. По словам местных инвалидов, которые поделились впечатлениями с сочинским видеоблогером Александром Валовым, в городе перестали работать лифты в подземных переходах, хотя еще полгода назад на них можно было подниматься и спускаться.
Колясочники также продемонстировали, что длинные крутые пандусы на лестницах явно не предназначены для самостоятельного спуска и подъема. А попытки вызвать на помощь специалистов службы поддержки, чьи номера указаны на табличках у подъемников, оказались безуспешны — их телефоны отключены. Единственный работающий подъемник для людей с ограниченными физическими возможностями находится в частном торговом комплексе, а муниципальные объекты не работают.