Комиссия по мониторингу цен на социально значимые продукты питания провела рейд в Спасске-Дальнем. С начала года от жителей города на «горячую линию» департамента лицензирования и торговли края поступило много жалоб о резком росте цен на продовольственные товары и нарушении правил торговли в магазинах города.
О результатах рейда заместитель директора департамента Марина Королёва сообщила на совещании в администрации города с главой Спасска-Дальнего, руководителями предприятий торговли, представителями общественных организаций.
Комиссия проверила магазины, на которые были жалобы, а также торговые точки, заявленные как социальные. Кроме того, рейд прошел на ярмарках и в предприятиях мелкой розничной торговли. Специалисты проверили, как исполняются поручения Губернатора Приморья Владимира Миклушевского, направленные во все муниципальные образования края.
«В частности, Губернатор поручал маркировать продукты приморского производства светло-зелеными ценниками для удобства потребителей. Наши граждане любят приморские продукты и отдают им предпочтение. А зеленые ценники помогают им сориентироваться в магазине, когда там меняется выкладка товара. Второе поручение главы региона – это применение дифференцированных торговых надбавок, чтобы социально незащищенные слои населения не страдали от высоких цен на продукты питания. Кроме того, Владимир Миклушевский давал поручение организовать торговлю хлебом через автолавки силами местных производителей и по ценам производителей. По каждому поручению главам всех муниципалитетов мы направляли официальные письма», – сообщила Марина Королёва.
В ходе рейда выяснилось, что кодекс добросовестных практик из предприятий розничной торговли Спасского городского округа подписали всего три представителя – сеть магазинов «Любимые продукты», сеть магазинов ИП Данилевской и магазины ИП Шатлевской. Кроме того, специалисты комиссии не увидели ни одного магазина, применяющего дифференцированные торговые надбавки, и автолавок, торгующих хлебом по цене производителей.
«В городе есть несколько предприятий, которые выпекают хлеб. Они поставляют его в розничную торговлю. Мы посмотрели документы, и нигде, даже на ярмарке, не увидели хлеб по ценам производителей. Определенные торговые надбавки применяются в любом случае. Обязательно нужно организовать хотя бы две-три автолавки, чтобы дать возможность социально незащищенным слоям населения покупать хлеб по стоимости производителя», – сообщила Марина Королёва.
В магазинах шаговой доступности, которые проверила комиссия, нет своей социальной корзины, а магазины, заявленные администрацией города как социальные, устанавливают высокие торговые надбавки на социально значимые продукты питания. Например, надбавка на хлеб в них – порядка 20 процентов.
«Постановлением главы города определен перечень социально значимых продовольственных товаров, который включает в себя 21 наименование, и магазины должны продавать их с применением надбавки не выше 15 процентов. Однако торговая наценка в социальных магазинах Спасска чаще всего доходит до 20 процентов. Надбавки ниже 10 процентов мы обнаружили только в трех магазинах. В двух магазинах «Ветеран» надбавка на сахар составляет два процента, в магазине «Ок» надбавка на хлеб – три процента, в магазине «Продуктовый» надбавка на хлеб – шесть процентов. Кроме того, специальная эмблема “Социальный мир” размещена только в трех магазинах из 10, заявленных как социальные. А ведь благодаря ей человек узнает, какие продукты и по каким ценам можно купить в этом магазине дешевле», – сообщила Марина Королёва.
Заместитель директора департамента также отметила, что хорошим фактором конкуренции и снижения цен являются ярмарки.
«В Спасске-Дальнем проводится достаточное количество ярмарок, как разовых – приуроченных к праздникам, так и длительных по срокам – универсальных и продовольственных. В них участвуют производители, садоводы и фермеры – очень широкий круг участников, это дает возможность для конкуренции и должно сказаться на ценах», – отметила Марина Королёва.
Однако стоимость многих продовольственных товаров на ярмарке, проводимой на городском рынке, оказалась выше, чем в предприятиях розничной торговли.
«Мы провели сравнительный анализ цен на ярмарке и в магазинах “Пять плюс” и “Визит”. Оказалось, что в магазинах дешевле пшеничная мука, чай, варено-копченые колбасы, свинина, мясо кур, рыба мороженая», – сообщила Марина Королёва.
По ее словам, особую озабоченность членов комиссии вызвали ярмарочные цены на овощи, так как обычно на ярмарках ими торгуют селяне. Следовательно, в стоимость товаров не входят различные издержки – арендная плата, реклама и другие необходимые траты предприятий торговли.
«Например, лук на ярмарке продается по 40 рублей, в “Визите” – по 28, в “Пять плюс” – по 33,50. Капуста белокочанная на ярмарке стоит 45 рублей, в “Визите” – 38. На ярмарке дороже и морковь, она здесь продается по 50 рублей, тогда как в “Пять плюс” – всего по 25,90. Огурцы на ярмарке стоят 110 рублей, в “Визите” – 105, а в “Пять плюс” – 106. Стоимость помидоров на ярмарке – 130 рублей, в “Визите” – 110. На ярмарке дороже также перец и яблоки. Дешевле здесь только картофель. Здесь его можно купить по 25 рублей за килограмм, это на 34 процента дешевле, чем в магазинах», – отметила заместитель директора департамента.
Марина Королёва также добавила, что цены на социально значимые продукты питания на ярмарке должны быть более доступными для населения. Для этого нужно привлекать к участию в них больше селян.
Кроме того, комиссия предложила ряд решений по снижению цен на продукты в городе: организовать в администрации города телефон “горячей линии” по приему сообщений граждан по повышению цен, выезжать в указанные в сообщениях предприятия торговли для проверки цен, а также проводить сравнительный анализ изменения ценовой ситуации и заслушивать эту информацию на заседании городского штаба.
«Это поможет оперативно реагировать на изменение стоимости продуктов питания и принимать необходимые меры по ее стабилизации», – подчеркнула она.
Также администрации города рекомендовано провести работу с предприятиями торговли по применению дифференцированных торговых надбавок и по определению магазинами города социальных корзин с широким информированием населения.
«Многие магазины Приморья, даже самые маленькие, уже создали свои социальные корзины. Предприниматели сами определяют несколько видов продуктов питания, которые продаются с минимальной торговой наценкой. Такая возможность очень важна для социально незащищенных слоев населения», – отметила она.
Заместитель директора департамента также обратилась к собравшимся представителям общественных организаций с предложением контролировать работу городской администрации по борьбе с ростом цен.
«Обо всех фактах повышения цен на продукты вы можете сообщать на телефон “горячей линии”:8 (423) 221-58-03 и 221-58-04», – добавила она.
Отметим, в Приморье ведется постоянный мониторинг стоимости основных продуктов питания, регулярно проводятся рейды специальной комиссии.
Вице-губернатор Сергей Сидоренко отмечает, что в процессе ценообразования предприятия торговли должны быть социально ответственными.
«Цена на основные потребительские товары должна быть справедливой и складываться из обоснованных факторов. Понятно, что разные компании и торговые сети проводят разную экономическую и ценовую политику, их затраты различаются. Нужно сделать так, чтобы как можно меньше жалоб поступало от населения, особенно на так называемые социальные продукты – колбасу, мясо курицы. Ведь наша главная задача – дать жителям края возможность приобретать продукты по приемлемым ценам», – подчеркнул Сергей Сидоренко.
Екатерина Голева